Сложносочинённые предложения: типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе

Функционирование сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

« Функционирование сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы».

Знакомство с темой «Сложносочиненное предложение» предлагается в 7 классе при изучении темы «Сочинительные союзы». Учащимся необходимо иметь четкое и ясное представление о системе функционально-речевых стилей современного русского языка. Учет особенностей функционирования языковых единиц в различных речевых сферах обеспечивает понимание соответствующих текстов (научных, публицистических, художественных), а также обогащает речь учащихся. Надо дать понять детям, что и в научной речи сложносочиненные предложения встречаются реже. Это связано с особенностями научной речи, ее точностью, лаконичностью, информативностью. Здесь чаще употребляют подчинительные конструкции, т.е. сложноподчиненные предложения, которые способны более четко довести мысль до читателя, доказать выдвинутую гипотезу.

Более частое употребление сложносочиненных предложений в языке художественной литературы связано с индивидуальностью стиля автора произведения, задачами художественного изображения героев или обстановки, быта, эпохи, данной автором. Эти конструкции (сочинительные) часто употребляют в описаниях природы, портретных зарисовках, в речи персонажей.

В научных текстах на 500 сложных предложений встречалось 117 предложений с сочинительной связью: из них 79 представляют минимальные конструкции, а 38 – предложения усложненного типа с сочинением и подчинением. (Д.Э. Розенталь «Словарь русского языка»).

В текстах художественных произведений на 1500 сложных предложений встречается только 330 предложений с сочинительной связью, из них 168 минимальные конструкции, а 94 – предложения усложненного типа с сочинением и подчинением.

При сопоставлении семантических разновидностей сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы были найдены некоторые различия. Так в научных текстах встречались пояснительные предложения с союзом – то есть – и – а именно -, необнаруженные в текстах художественных произведений. В художественных же текстах чаще встречаются усилительные предложения с союзом – да и -, не отмеченные в научных текстах.

Употребление тех или иных союзов в том или ином стиле языка связано со спецификой данного стиля. Очевидно, не случайно отсутствие предложений с союзами – то есть – и а именно – в текстах литературного языка. Союзы эти, конечно, встречаются и в них, но частота их употребления меньше, чем в научной литературе, поскольку значения, выражающиеся этими союзами более характерны для точного и систематического изложения научных вопросов, для уточнения мысли.

Например: «Значением безличного глагола, выступающего в роли главного члена, определяется общее значение безличного предложения, а именно: безличные глаголы служат для сообщения о состоянии природы, окружающей среды. Психического и физического состояния человека». (Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»).

Союзу – да и – присущ оттенок разговорной речи, следовательно, употребление его характерно, прежде всего, для художественных текстов.

Было отмечено, что в научной речи чаще, чем в художественных произведений, употребляются сопоставительные предложения. Для определения значения предложений в художественной литературе часто бывает, необходим контекст.

Сложные предложения, употребляющиеся в научной речи и в языке художественной литературы, резко отличаются по своей структуре.

Для сложносочиненных предложений в научной речи характерна двучленность и закрытость структуры, то есть имеют только два главных члена предложения. Предложения открытой структуры и многочленные сложносочиненные конструкции в научной речи вообще не встречаются. Здесь были обнаружены минимальные конструкции, позволяющие четко и точно выразить основную мысль.

В языке художественной литературы, напротив, широко применяются многочленные сложносочиненные предложения (т.е. имеющие несколько грамматических основ), позволяющие выразить несколько различных смысловых оттенков.

Например: «Ночь была темная, И по небу двигались толстые пласты лохматых туч, НО море было спокойно, черно и густо, как масло». (М. Горький «Челкаш»).

Предложения усложненного типа с сочинением и подчинением употребляются как в научной речи, так и в языке художественной литературы. Однако для научного стиля характерно сочетание в рамках единого синтаксического цикла сразу 2-х компонентов.

Функции русского языка многочисленны, но в их основе лежат два его основных назначения: быть средством общения и средством мысли, так как без средств общения нет жизни. («Функции русского языка в современном мире» С.Г. Бархударов).

Читайте также:
Приставки в русском языке; изменяемые приставки, их правописание, таблица иноязычных приставок с их значением,приставка правила

В языке художественной литературы встречается огромное количество сложносочиненных предложений усложненного типа: с причастиями, деепричастиями, сравнительными оборотами, с уточняющими членами предложения, с вводными словами и вводными предложениями. Бывают сложносочиненные предложения с различными видами комбинаций сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

Например: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло». (Л.Н. Толстой «После бала»).

В научном стиле предложения усложненного типа, включающие в состав бессоюзную связь, не встречаются. Это объясняется многозначностью бессоюзной связи, ее неточностью, то есть свойствами, совершенно не допустимыми для научного изложения. В научной речи чаще встречаются сложносочиненные предложения, имеющие 2 грамматические основы:

Например: «Русский язык является одним из распространенных языков на земном шаре, и вместе с украинским и белорусским языками он входит в группу славянских языков».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн.

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием.

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы.

Вопросительные предложения в косвенной речи. Английский язык.

Несколько упражнений для закрепления материала.

Разработка урока русского языка на тему “Язык художественной литературы”

Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса,по УМК С.И. Львовой. Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с.

Конспект открытого урока по родному русскому языку “Язык художественного литературы”

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона.

Сложносочиненное предложение – виды и типы, пунктуация, примеры

В данной статье мы разберем такие предложения в русском языке, как сложносочиненные (ССП). Обязательно рассмотрим все существующие типы данных предложений, сочинительные союзы, а также различные схемы и структуры. Рекомендуем вам тщательно изучить именно эту тему, потому что на этих предложениях строятся основные мысли текстов. Сложносочиненные конструкции нужно различать при выполнении заданий и умело использовать при построении собственных сочинений, эссе и т.д.

  • Понятие, основные свойства и характеристики
  • Пунктуация в ССП
  • Схемы и конструкции ССП
  • Виды простых предложений в ССП

Понятие, основные свойства и характеристики

ССП, или сложносочиненные предложения – конструкции, включающие в себя несколько простых предложений, связанных между собой сочинительной связью. Как правило, все простые составляющие равнозначны между собой и связаны по смыслу, грамматически и по интонации. Часто характеризуют предложения данного типа сочинительные союзы, которые в них являются связывающими звеньями. Итак, рассмотрим отдельно каждый вид сочинительных союзов.

Рис. 1. Сложносочиненное предложение

Соединительные

Выполняют функцию соединения между простыми предложениями в составе сложного, тем самым добавляя в текст некий смысловой оттенок. Наиболее употребляемым является союз “и”. Его можно ясно и лаконично употребить на письме, соединив нужные куски текста. Помимо данного союза, есть и другие, имеющие точно такое же значение. “Да”, “тоже”, “да и”, и т.д. – они выполняют присоединительную задачу, находясь в значении “и”.

Противительные

Обладают способностью противопоставлять одну простую часть другой или отчасти сравнивать их. Здесь распространены такие союзы как: “но”, “а”, “да” = “но” и другие. Нередко используются еще и “однако”, “зато”. Эти два союза выражают, соответственно, уступление и возмещение.

Разделительные

Обычно применяются в ССП попарно. Сообщают о событиях или явлениях, которые не могут быть совмещены вместе. Предлагают возможность выбора или полностью исключают его. Основными разделительными союзами являются: “не то. не то”, “либо. либо” и т.д.

Пунктуация в ССП

При изучении сложных предложений обязательно нужно научиться определять их схемы, а также разбираться в постановке всех необходимых знаков препинания. Начнем с пунктуации. Простые предложения в составе сложносочиненного могут разделяться не только запятой, но и точкой, тире и точкой с запятой. Поговорим о каждом случае отдельно.

Читайте также:
Омофоны в русском языке: значение и примеры употребления в предложениях, предложения с омофонами, омофоны это,пример,словарь,

Запятая

Наиболее частым способом разделения двух или нескольких связанных между собой частей сложносочиненного предложения является постановка запятой. Она ставится и перед одиночными союзами и перед парными.

  • Луна взошла багровая и хмурая, и звезды тоже противились веселью.
  • То небо вдруг становилось ясным, то тучи вновь закрывали его своей серой массой.

Точка с запятой

Точка с запятой применяются тогда, когда простые части слишком сильно раскрыты и крайне удалены друг от друга по смыслу.

Пример: Тем временем кофе было выпито; месяц блекло мерцал на западе и был готов уйти за темные тучи.

Тире используют лишь в том случае, когда между частями сложного предложения ощущается сильное противопоставление или резкая смена каких-либо событий.

Без знаков препинания

Есть и такие ситуации, в которых знаки препинания не ставятся. Здесь ни запятые, ни тире, ни любые другие символы не нужны для разделения простых составляющих ССП. Первый случай таков, что в ССП есть общий член, который связан со всеми простыми частями. От данного слова можно задать минимум по одному вопросу к каждому простому предложению.

Солнечно (когда?) – завтра, пойдет (когда?) – завтра. Здесь общим членом является обстоятельство “завтра”. Знаки препинания не следует ставить, когда все простые предложения связаны единым вводным словом или конструкцией. Принцип аналогичен предыдущему правилу.

К несчастью (что?) – разразилась гроза, к несчастью (что?) – начался шторм. Объединяющим вводным словом является “к несчастью”. Запятая не используется, когда в простые предложения объединены общей бессоюзной частью или придаточным элементом.

Пример: Когда я пришел домой, в квартире блестело от чистоты и с кухни доносился приятный запах готовой выпечки..

Перечисление

Запятая или другие знаки обязательно ставятся во всех случаях, когда идет перечисление действий и признаков в составе простых предложений ССП.

Многократно повторяемый союз “и” исключает действия вышеуказанных правил и составляет отдельный случай установления пунктуации в сложносочиненных предложениях.

  • К несчастью, и гроза разразилась, и начался сильный шторм.
  • Когда я пришел домой, и в квартире все блестело от чистоты, и с кухни доносился приятный запах готовой выпечки.

После рассмотрения пунктуации в ССП еще одним немаловажным моментом является изучение основных схем и конструкций сложносочиненных предложений. Много заданий направлены именно на изображение таких схем.

Рис. 2. Сочинительные союзы

Схемы и конструкции ССП

  • [ ], и [ ]. Стандартный вариант – наличие двух отдельных грамматических основ, соединенных союзом. Разумеется, после первой грамматической основы должна ставиться запятая.
  • [ ], но [ = ]. Указанная схема также является очень распространенной в литературе – наличие двух грамматических основ, но одна из них представлена в сложносочиненном предложении либо только подлежащим, либо только сказуемым.
  • [ ], [ = ], и [ ]. Уже более распространенная схема, чем предыдущие – представлены три грамматических основы, одна из которых является простым безличным предложением. Есть и союз, соединяющий два простых предложения.
  • [ ], или [ ], или [ ], и [ = O, O, O]. Более сложная схема, включающая в себе все рассмотренные варианты – четыре грамматических основы, разделение знаками препинания и наличие различных видов союзов. Дополнительное усложнение придают и однородные члены, входящие в состав безличного предложения.

Пример: Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

Редко в заданиях употребляются более сложные конструкции. Но стоит быть готовым к наличию в схемах обобщающих, вводных слов и т.д.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

У мысли есть излюбленный «дом» — предложение. Любое предложение сообщает о каком-то событии. Чем сложнее и разветвлённее событие, чем больше в нём информации, тем более сложное предложение строится для его передачи. Простое предложение с такой функцией не справится. Чтобы передавать в нюансах свои мысли, человек учится строить сложные предложения с достаточно раннего возраста (3 года).

Читайте также:
Подчинительная связь в сложном предложении: её определение и виды, союзная и бессоюзная, примеры, союзы и

Каждое сложное предложение состоит из нескольких простых, соединённых между собой. По характеру связи различают союзные и бессоюзные предложения.

Союзные предложения могут быть связаны сочинительными или подчинительными союзами. Сочинительная связь является более распространённой. Чтобы определить, какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении (ССП), необходимо уметь отличать его от других похожих конструкций и знать правила пунктуации для сложных предложений.

Что такое сложносочинённые предложения?

ССП — это сложное, то есть включающее в себя две и более грамматических основ, союзное предложение с равноправной (сочинительной) связью.

Простые предложения в составе сложного в случае их лексической самостоятельности можно разделить точками.

Рваные облака бежали по ярко-синему весеннему небу , и ветер трепал ветви ещё нераспустившихся деревьев.

Или:

Рваные облака бежали по ярко-синему весеннему небу . Ветер трепал ветви ещё нераспустившихся деревьев.

Сложное предложение позволяет передавать темп действия: в первом примере действие происходит более плавно, во втором оно становится фрагментарным.

Некоторые простые предложения в ССП не имеют лексической самостоятельности (тогда в одной части ССП есть слова, отсылающие к содержанию другой).

Далеко у линии горизонта стояли призрачные горы из облаков , и во время беседы я то и дело смотрела туда.

Какие бывают сложносочинённые предложения?

Отношения между частями предложения

Отношения между предложениями в ССП могут быть:

1 Соединительные. В таких предложениях используются союзы и союзные слова:

Солнце село , и поднялся лёгкий ветерок.

2 Градационные — в таких предложениях содержание частей сравнивается между собой.

  • «не только…, но и»;
  • «не столько… сколько»;
  • «не то чтобы… а»;
  • «нe тo чтo… нo (a)»;
  • «нe тo чтoбы… нo (a)»;
  • «ecли нe… тo» и дp.

Не только плащ мой был облит , но и руки, и сумку, и даже лицо забрызгал беспечный автобус.

Не то чтобы я очень хотел поехать в парк аттракционов , но уж больно друзья меня уговаривали.

3 Противительные — в них части предложения противопоставляются друг другу. В этих предложениях используются союзы:

Он ещё долго объяснял значения логарифмов , только я всё равно ничего не понимал.

Или:

Он ещё долго объяснял значения логарифмов , но я всё равно ничего не понимал.

4 Разделительные. Здесь используются союзы, передающие значение чередования либо взаимоисключения:

То ли гроза совсем скрыла солнце , то ли вечер наступил незаметно.

5 Присоединительные — в ССП такого типа вторая часть предложения несёт добавочное значение. Союзы:

Подруга никогда не понимала моего юмора , да и мне не хотелось при ней шутить.

Предложения с открытой и закрытой структурой

Все типы ССП можно объединить по такому структурному синтаксическому параметру, как закрытость/открытость.

1 К открытому типу относятся предложения с разделительным и соединительным отношениями. У ССП с открытой структурой может быть столько частей, сколько потребуется для выражения мысли. Простые предложения в них построены однотипно, а действие всех частей происходит в одно и то же время.

То кран в группе начинал течь , то обои отставали , то ковёр намокал , то игрушки ломались.

Ряд грамматических основ можно продолжать, все глаголы сочетаются по виду (несовершенному) и времени (прошедшему) — значит, предложение открытого типа.

2 ССП с присоединительными, градационными и противительными отношениями составляют разряд структурно закрытых. Сложносочинённые предложения такого рода состоят из двух частей, семантически зависимых друг от друга. Вторая часть завершает мысль, поэтому наличие третьей и последующих частей будет нецелесообразным.

Не только смородина в этом году дала хороший урожай , но и ежевика выросла крупной и сладкой.

ССП закрытого типа со значением соотношения по контрасту или выведения результата могут соединять сочинительные союзы (так как открытость и закрытость в первую очередь зависит от значения предложения и только во вторую — от характера союза).

Я высвободила бабочку из паутины , и она сразу улетела.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Какие могут быть знаки препинания в сложносочинённых предложениях и какие знаки встречаются чаще? Чтобы выбрать нужную схему пунктуации, необходимо различать простые предложения в ССП и однородные члены одного предложения, а также определять функции, которые несёт в сложном предложении тот или иной знак.

Читайте также:
Правописание слов с приставками без- и бес- и примеры написания глаголов, существительных,правило, как правильно писать

Части ССП могут быть соединены между собой:

  • запятой, ,
  • тире (вариант — запятая с тире),
  • двоеточием.

Запятая в сложносочинённом предложении

Такой знак препинания, как запятая, в сложносочинённом предложении ставится, если нужно отделить друг от друга простые предложения, не имеющие общих второстепенных членов, вводных слов и не объединённые восклицательной либо вопросительной интонацией.

Его не было видно на занятиях , но экзамены он всегда сдавал на «отлично».

В предложении две части: первая односоставная «не было видно», вторая двусоставная «он сдавал». Предложения связаны между собой при помощи противительного союза «но», перед которым стоит запятая. Это закрытое по структуре предложение.

Ноги привычно крутили педали , и руки спокойно держали руль и звонили в звонок зазевавшимся пешеходам , и глаза вовремя высматривали свободную от стёкол часть дороги.

В этом ССП с открытой структурой три грамматических основы: «ноги крутили», «руки держали и звонили» и «глаза высматривали», поэтому запятые нужны перед третьим и первым союзами «и», а перед вторым, соединяющим однородные сказуемые внутри предложения, — нет.

Особые случаи постановки запятой в ССП:

1 Союз «ли… или» предполагает разные варианты пунктуации в простых и сложных предложениях. Избежать ошибки в этом случае поможет выделение грамматической основы или основ предложения (если союзы стоят внутри простого предложения, запятая не нужна).

Не знаю, купить ли самокат дочери или беговел сыну.

Здесь «ли… или» соединяют однородные дополнения, запятая не требуется.

Поеду ли я на море в этом году , или придётся снова отложить поездку…

В ССП разделительный союз «или» стоит на границе двух простых предложений, поэтому перед ним ставится запятая.

2 Если глаголы в предложении имеют разные наклонения и соединены союзом «и», между ними ставится запятая, так как они не могут быть однородными.

Заберите вашу собаку , и ответите ещё за свою халатность.

Сказуемое «заберите» стоит в повелительном наклонении, а сказуемое «ответите» — в изъявительном.

3 Если в ССП с союзом «и» два одинаковых подлежащих либо одно подлежащее существительное, а второе — заменяющее его личное местоимение, перед «и» нужна запятая. Это не однородные члены предложения, как может показаться.

Я вернусь через час , и я не возьму с собой ключей.

Здесь две грамматических основы: «я вернусь» и «я не возьму».

Миша очень устал ждать вечера с подарками , и все же он был абсолютно счастлив.

В примере также две основы: «Миша устал ждать» и «он был счастлив».

Точка с запятой в сложносочинённом предложении

Остальные знаки препинания в ССП (помимо запятой) нужны для подчёркивания особого соотношения частей сложного предложения.

Например, в распространённых предложениях, в том числе в СП с несколькими видами связи (сочинение, бессоюзная связь и подчинение), точка с запятой может ставиться перед:

Вспоминала ли она свою подругу хоть изредка, или забыла о ней сразу после переезда, или, может быть, случайно потеряла адрес ; однако с любым нарядом и в любую погоду носила подаренный подругой кулон.

Я узнала его сразу и, к своему удивлению, не ошиблась ; а надо вам сказать, что он сильно изменился, вытянулся, отрастил бороду и носил теперь учительский портфель.

Точка с запятой в сильно распространённых ССП используется для более удобной подачи большого количества информации в одном предложении. Постановка этого знака между частями ССП носит рекомендательный характер.

Тире в сложносочинённом предложении

Знак «—» (тире) в ССП ставится, если:

  • вторая часть СП имеет значение неожиданности или противопоставления по отношению к первой его части;

Я еле-еле вытащил нужное блюдце из стопки — и вдруг оно выскользнуло из рук.

  • одна или обе части ССП являются односоставными назывными предложениями, связанными значением результата;

Бесплодная погоня за белкой в попытке сфотографировать её получше — и я смирилась с ролью стороннего наблюдателя.

  • ССП можно условно разделить на две распространённые части, противопоставленные друг другу (часто между ними стоят слова «и вот», «и тогда»).

Надо было написать курсовую, закрыть сессию, получить справку о переводе на следующий курс от деканата, занять денег на поездку — и вот я уже сижу в купе с группой однокурсников и предвкушаю встречу с новой страной.

Тире может стоять после сочинительного союза, усиливая неожиданность последующего действия.

Пора уже встать со скамьи, закрыть книгу, посмотреть на часы, но — сижу.

Важно! Если перед тире стоит конструкция, требующая обособления, сохраняются оба знака — и запятая, и тире (при этом существует устаревший вариант пунктуации в художественных текстах, где сочетание запятой и тире является самостоятельным знаком между любыми противопоставляемыми предложениями, в том числе нераспространёнными).

Он хотел было уступить место женщине с огромной сумкой, оттягивающей руку , — но его опередили.

Двоеточие в сложносочинённом предложении

Постановка двоеточия в ССП необходима, если следующая часть СП раскрывает значение первой (вносит уточнения, пояснения). Чаще всего связь между частями сложного предложения с двоеточием является смешанной — союзной и бессоюзной.

Руководитель группы предложил пуститься в обратный путь : гроза прошла, река уже не казалась такой бурной, и мы стали собирать палатки.

Лето, только поманившее солнцем и безветрием, испортилось : зачастили дожди и температура за окном больше напоминала осень.

Во втором примере запятая перед «и» не ставится, так как первое предложение относится в равной степени ко второму и третьему (более подробно о правиле написано ниже).

Читайте также:
Правила написания букв "ы" и "и" после приставок на гласную и согласную

Когда перед союзами «и», «да», «или», «либо» запятая не ставится?

В некоторых случаях между частями ССП, соединёнными одиночными союзами «и», «или/либо», «да» (=«и»), запятая не ставится:

1 Когда оба предложения имеют общий элемент (обстоятельство, вводное слово, придаточное предложение, сравнительный оборот, частицу).

Сравним два примера:

Казалось, я никогда не научусь играть на гитаре и мне никогда не выучить расположение нот на грифе.

Вводное слово «казалось» относится в равной степени к обоим предложениям, поэтому запятая перед «и» не нужна.

Действительно, посылка пришла вовремя , и , как водится, забрать её сразу не получилось.

В примере вводное слово имеет отношение только к первому предложению, поэтому перед «и» стоит запятая.

Важно! Если союзы повторяются, между ними обязательна запятая даже при наличии общих элементов.

В субботу как назло пошёл дождь и местами выпал град.

Общий элемент для предложений с предикативными основами «пошёл дождь» и «выпал град» — обстоятельство времени «в субботу».

В субботу как назло и дождь пошёл , и град местами выпал, и даже снега немного было.

Исключение: предложение, присоединяемое противительным союзом «но» являться общим для других частей СП не может (запятая в таких случаях перед одиночным «и» ставится).

Зуб удалили , и боль утихла , но мои мучения на этом не прекратились.

2 Если части ССП соединены восклицательной/вопросительной интонацией или являются побудительными предложениями.

Как быстро вам нужно починить ноутбук и могу ли я не заказывать новую батарею?

В этом предложении две предикативные основы «нужно починить» и «я могу не заказывать» соединены вопросительной интонацией.

Вы, Людочка, говорите погромче и вы, дети, слушайте свою одноклассницу повнимательнее.

В этом примере части предложения «вы говорите» и «вы слушайте» используются в побудительном предложении.

3 В односоставных неопределенно-личных, безличных (когда есть синонимичные слова в обоих частях предложения) и номинативных ССП.

Нас с самого утра увезли всем классом на экскурсию и только к вечеру засобирались в обратную дорогу.

Начало капать с крыш и стало раньше рассветать.

«Начало» и «стало» являются синонимами, поэтому запятая перед «и» не ставится.

Исключение: если в безличном предложении нет синонимичных слов, перед союзом ставится запятая.

Начало капать с крыш , и внезапно похолодало.

Шум и ярость.

Запятая перед «и» между двумя назывными предложениями «шум» и «ярость» не ставится.

Сложносочинённое предложение — определение, примеры

Вспомним, что предложение, как синтаксическая единица, помогает нам выражать наши мысли, чувства и эмоции как устно так и письменно. Когда мы малы, — используем простые предложения, немного подрастая и обогащаясь багажом языковых знаний, — начинаем использовать сложные предложения.

Читайте также:
Правописание слов с приставками без- и бес- и примеры написания глаголов, существительных,правило, как правильно писать

Сложносочиненное предложение — одна из разновидностей сложного предложения, которая помогает сделать текст более красочным, а речь — богатой и насыщенной. Предлагаем узнать о нём немного больше.

Особенности сложносочиненного предложения

Сложносочиненное предложение (сокращённо СПП) представляет собой сложное предложение, состоящее из двух простых или более. В таком предложении всегда несколько грамматических основ. У каждой части есть свое подлежащее и сказуемое (за редким исключением). При этом грамматические основы не зависят друг от друга.

Части соединены между собой союзом (иногда части соединяются без союзов), перед которым ставится запятая. При произнесении делается небольшая интонационная пауза, которая помогает отделить одну часть от другой.

Примеры сложносочиненных предложений можно увидеть в русской литературе. Еще Булгаков писал:

«Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской».

Сочинительная связь, в отличие от подчинительной, подразумевает полную независимость членов предложения друг от друга. Между ними можно поставить точку, поменять местами, не потеряв при этом смысл. Вот пример для наглядности:

Иван запрокинул голову в небо, а Екатерина вдохнула чистый осенний воздух полной грудью.

  1. Иван запрокинул голову в небо. Екатерина вдохнула чистый осенний воздух полной грудью.
  2. Екатерина вдохнула чистый осенний воздух полной грудью. Иван запрокинул голову в небо.

Исключение делается для сложносочиненного предложения, описывающего последовательность действий. Например, во фразе «Иван сел на лавочку, а Екатерина присела рядом» поменять порядок нельзя, поскольку в этом случае смысл теряется.

Сочинительная связь с помощью союзов

Сочинительная связь достигается с помощью союзов, которые ставятся между частями предложения. Они помогают выделить фразу интонационно, связать несколько простых предложений между собой. Используются союзы «а», «но», «или», «однако» и так далее. Все сложносочиненные предложения делятся на три категории:

  • С соединительными союзами . Содержат две части, слабосвязанные между собой.
  • С противительными союзами . Одна часть сложносочиненного предложения противопоставляется другой.
  • С разделительными союзами . Одна часть противоречит другой, два явления не могут произойти одновременно. Между ними нужно сделать выбор.

Использование соединительных союзов

Соединительные союзы в СПП соединяют между собой простые предложения, в которых сообщается о фактах и явлениях, происходящих последовательно или независимо друг от друга. Для построения такого сложносочиненного предложения используются союзы «и», «да (в значении «и»)», «ни — ни», «как — так и», «не только — но и», «тоже», «также», «да и» .

Примеры:

  1. Природа пыталась поймать последние лучики такого редкого октябрьского солнца, и оставшиеся с лета птицы запевали осеннюю песню.
  2. Ни я не мог начать новую жизнь, ни она не отпускала мое сердце на свободу.
  3. От старого сада остались только пеньки пожженных деревьев, да старый деревянный дом, чудом выдержавший бомбардировку.

Соединительные союзы могут выражать:

  • Временные отношения. «Андрей вышел из комнаты, и Евгения робко засеменила за ним» .
  • Действие и его результат. «Дирижер махнул рукой, и стены в тот же момент содрогнулись от звуков триумфального марша» .
  • Причинно-следственные отношения. «Я очень хотел спать, и потому мама задула последнюю свечу и вышла из комнаты» .

Использование противительных союзов

Сложносочиненное предложение с противительным союзом противопоставляет два явления друг другу. Некоторые союзы могут выражать сопоставление двух последовательных фактов. Для таких ССП используются «а», «но», «да (в значении «но»), «однако», «зато», «же» .

  1. Я собирался пойти в лес по дрова, да только на улице разыгралась жуткая вьюга.
  2. Она собиралась уйти в тот же момент, но я не дал ей этого сделать.
  3. Температура опустилась ниже нуля, зато на улице заморосил небольшой снежок.

С помощью противительных союзов передаются следующие смыслы:

  • Сопоставление двух частей сложносочиненного предложения. «Я отдал команду, а солдаты единым строем запели залихватскую песню» .
  • Уступительные отношения между частями предложения (когда одно явление не может отменить второе). «Невестка отряхнула передник и улыбнулась, однако Никитична не сменила вечно недовольную гримасу» .
  • Возмещение одного явления другим. «Она ушла навсегда, зато у меня неожиданно появилось больше времени для себя» .
  • Противопоставление. «Ирина молча сидела в углу зала, а Марина, забыв про подругу, лихо отплясывала с новым знакомым» .
Читайте также:
Как отличить причастие от прилагательного: примеры образования причастия от прилагательного, общие признаки и отличия, прилагательные

Отдельного внимания заслуживает противительный союз «же» . В отличие от остальных, он ставится не в начале предложения, а перед словом, которое является противопоставлением. Пример:

Я не мог сказать ни слова от шока, Катя же была на удивление спокойной.

Использование разделительных союзов

Разделительные союзы в сложносочиненных предложениях используются, когда необходимо противопоставить два явления, происходящих не одновременно. С их помощью можно выразить выбор. Для разделительных сложносочиненных предложений используются союзы «или», «либо», «то — то», «не то — не то» . Пример:

  1. То на улице выглянет солнце, то тучи вновь займут свое господствующее положение.
  2. Либо ты сейчас уйдешь, либо я не ручаюсь за свою адекватность.
  3. Не то я уже стал слишком циничным, не то Леля предоставила мне отличную возможность.

Предложение с разделительными союзами может выражать следующие смыслы:

  • Чередование явлений . «То Катя надрывно рыдала, то Иван вскакивал со стула и начинал нервно бегать по комнате» .
  • Взаимоисключающие явления . «Не то на улице начинался очередной грандиозный скандал, не то ребятишки просто передразнивали взрослых» .
  • Выбор . «Либо Иван Никитич покинет это помещение, либо я немедленно вызываю полицию» .

В сложносочиненных предложениях разделительные союзы могут быть одиночными или повторяющимися.

Пунктуация в сложносочинённом предложении

Перед союзом в сложносочиненных предложениях обязательно ставится знак препинания — запятая, точка с запятой, тире (за редким исключением). Помимо этого, одна часть отделяется от другой интонационно.

Использование запятой

Запятая ставится перед союзом в сложных предложениях, если отсутствуют условия для простановки другого знака. Она обозначает небольшую паузу, которая выделяется интонационно.

  • «Грянул гром, и на землю упали первые тяжелые капли» .
  • «Прасковья было дернулась к двери, да только та открылась сама, и перед взором всех присутствующих предстал новый гость» .

Использование точки с запятой

Точкой с запятой разделяют две обособленные части сложносочиненного предложения, и без того осложненные грамматическими конструкциями. В этом случае точка с запятой ставится перед союзом, чтобы не растягивать одну фразу на абзац. Обычно ее ставят перед «то — то», «но — зато», «да и» .

В свое время Диана могла похвастаться десятком медалей, полученных в разных соревнованиях, но сейчас любимый спорт был окончательно заброшен от нехватки времени; да и здоровье было совсем не то, что в беззаботные шестнадцать.

Использование тире

Тире служит своеобразной заменой запятой. Его используют, если одно явление противопоставляется другому, или если за поступком следует резкое и неожиданное последствие, которое читатель не мог предугадать. При использовании авторской пунктуации допускается использование тире в случаях, когда автор хочет интонационно выделить какую-то часть предложения.

  1. Я со всех ног помчался на площадь — а там уже стояли все мои одноклассники и друзья.
  2. Ничего не подозревающий Юра зашел за угол — и большой черный пес повалил его в снег.

Предложение без знаков препинания

В ряде случаев перед союзом сложносочиненного предложения никаких знаков препинания не ставится. А именно:

  1. Обе части предложения имеют общий член или придаточную часть. «Под первыми лучами солнца раскрывались одуванчики и алели тюльпаны» .
  2. Есть третья часть предложения, которая поясняет первые две. «Мы были готовы к любому исходу: упадет на голову камень или из глубины пещеры послышится чей-то стон» .
  3. Обе части предложения — односоставные и обезличенные. «Слышишь? Капли дождя и шум ветра» .
  4. Обе части относятся к вопросительному предложению и не выделяются интонационно. «Куда мне идти и кто должен меня встретить?» .

Перечисление

Отдельного внимания заслуживают предложения-перечисления, строящиеся с помощью многократно повторяемого союза «и». Между ними всегда ставится запятая, даже если фраза подпадает под любое вышеперечисленное правило.

Читайте также:
Тип простого предложения: распространенное и нераспространенное, одно- и двусоставное, примеры за 5 класс, простые.

27 примеров сложносочиненных предложений из художественной литературы

Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с соеди­ни­тель­ны­ми, про­ти­ви­тель­ны­ми и раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сложносочиненными явля­ют­ся про­стые пред­ло­же­ния, рав­но­прав­ные по смыс­лу и свя­зан­ные сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, напри­мер:

Тропинка обо­гну­ла куст ореш­ни­ка, и лес сра­зу раз­дал­ся в сто­ро­ны (Ю. Нагибин).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, кото­рые делят­ся на три груп­пы:

  • соеди­ни­тель­ные сою­зы: и, да (=и), да и, тоже, так­же, не только…но и, ни…ни;
  • раз­де­ли­тель­ные сою­зы: или, либо, то…то, не то…не то;
  • про­ти­ви­тель­ные сою­зы: а, но, да (=но), же, одна­ко, зато.

Примеры предложений с соединительными союзами

Ещё тра­ва пол­на про­зрач­ных слёз, и гром вда­ли гре­мит рас­ка­том (А. Блок).

Снег набил­ся в мор­щи­ны коры, и тол­стый, в три обхва­та, ствол казал­ся про­ши­тым сереб­ря­ны­ми нитя­ми (Ю. Нагибин).

В сенях пах­ло све­жи­ми ябло­ка­ми и висе­ли вол­чьи и лисьи шку­ры.

Молодые листья лепе­та­ли, да зяб­ли­ки кое-где пели, да гор­лин­ки вор­ко­ва­ли всё на одном и том же дере­ве, да куко­ва­ла кукуш­ка, пере­ме­ща­ясь вся­кий раз (И. Тургенев).

Светлые, про­зрач­но набе­га­ю­щие мор­щи­ны моют золо­той песок, да чуть при­мет­но шеве­лят­ся тём­ные листья задум­чи­во све­сив­ших­ся над обры­вом с раз­мы­ты­ми весен­нею водою кор­ня­ми дере­вьев (А. Чехов).

Люди силь­но про­го­ло­да­лись, лоша­ди тоже нуж­да­лись в отды­хе (В. Арсеньев).

Луна взо­шла баг­ро­вая и хму­рая, звез­ды тоже хму­ри­лись (А. Чехов).

Мать посмот­ре­ла в окно, девоч­ка тоже взгля­ну­ла на ули­цу (М. Горький).

Во всем доме она не зна­ла ни одно­го чело­ве­ка, да и сам рай­он, далё­кий от цен­тра, был её ещё незна­ком (Т. Тэсс).

Скрывать исти­ну было бес­по­лез­но, да Серпилин и не счи­тал себя впра­ве это делать (К. Симонов).

Ни души не попа­лось на пути, ни огня за став­ня­ми (Л. Леонов).

Ни один звук не выдал его, ни одна веточ­ка не трес­ну­ла под его нога­ми (Г. Николаева).

Примеры предложений с разделительными союзами

То степь откры­ва­лась далё­кая и мол­ча­ли­вая, то низ­кие, подер­ну­тые кро­вью тучи, а то и люди, и паро­вик, и моло­тил­ка разом тону­ли в чер­ном мра­ке (А. Серавимович).

То ль былое вспо­ми­на­ет­ся, то ль небыв­шее зовёт? (Н. Рыленков).

То белая коло­ко­лен­ка про­гля­нет из сине­во­го маре­ва, то крас­ная кры­ша дома сквозь зелень сада, то про­гре­мят коле­са по бре­вен­ча­то­му мосту через небыст­рую реч­ку (В. Солоухин).

В душ­ном воз­ду­хе то раз­да­ва­лись уда­ры кирок о камень, то зауныв­но пели колё­са тачек (М. Горький).

То появит­ся в раз­ры­вах обла­ков солн­це, то опять закро­ет его свет их бегу­щая мас­са (Н. Минх).

Только ино­гда мельк­нет берез­ка или мрач­ной тенью вста­нет перед тобою ель (Г. Федосеев).

То скрип­нет дверь, то тихо отво­рит­ся калит­ка, то сгорб­лен­ная фигу­ра пле­тёт­ся от дома по ого­ро­дам (В. Короленко).

Читаем еще при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с сою­зом «или» и дру­ги­ми раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Примеры предложений с противительными союзами

Каждый день дул страш­ный ветер, а за ночь на сне­гу обра­зо­вал­ся твер­дый, льди­стый слой наста (А. Куприн).

Орешник почти отпы­лил, а берё­за еще робе­ет зеле­неть, не дове­ряя насту­пив­шей теп­лы­ни, а лес совсем про­зрач­ный, без теней, слов­но щурит­ся спро­со­нья (Л. Леонов).

Туман лежал белой колы­ха­ю­щей­ся гла­дью у его ног, но над ним сия­ло голу­бое небо, и шеп­та­лись души­стые зеле­ные вет­ви, а золо­тые лучи солн­ца зве­не­ли лику­ю­щим тор­же­ством побе­ды (А. Куприн).

Горячее лицо с тос­кой иска­ло вет­ра, да ветра-то не было (И. Тургенев).

Вековые ели и кед­ры утра­ти­ли свой белый наряд, зато на зем­ле во мно­гих местах наме­ло боль­шие сугро­бы (В. Арсеньев).

Лось ушел, зато рядом раз­да­вал­ся звук, изда­ва­е­мый каким-то живым и, веро­ят­но, сла­бым суще­ством (Б. Полевой).

Много тру­да пред­сто­ит ему, но зато зимой он отдох­нёт (М. Салтыков-Щедрин).

Обе каза­лись спо­кой­ны и сме­лы; одна­ко ж при моем при­бли­же­нии обе поту­пи­ли голо­ву и закры­лись сво­и­ми изо­дран­ны­ми чадра­ми (А. Пушкин).

Канонада ста­ла сла­бее, одна­ко трес­кот­ня ружей сза­ди и спра­ва слы­ша­лась все чаще и чаще (Лев Толстой).

Товарищи отно­си­лись к нему непри­яз­нен­но, сол­да­ты же люби­ли воис­ти­ну (А. Куприн).

Голова еще боле­ла, созна­ние же было ясное, отчёт­ли­вое (В. Катаев).

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

Читайте также:
Способы запоминания правильного места ударения в слове торты, помогающие не делать ошибок

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);

2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно.

Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно.

Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

временные отношения.

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани ( сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.

— действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина
— второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и .

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Читайте также:
Омофоны в русском языке: значение и примеры употребления в предложениях, предложения с омофонами, омофоны это,пример,словарь,

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союзы зато , но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же , только .

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз тото указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не т оне то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то лито ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы — не только. но и, не то чтобы. но .

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: