Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Теория государства и права

4. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

Государство — это организация политической власти, обладающая аппаратом управления и аппаратом принуждения и придающая своим велениям общеобязательный характер.
Признаки государства:
1. Государство в пределах своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Функционирование государственного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет и территориальную целостность и безопасность.
7. Связь государства с правом. Право — государственный регулятор общественных отношений.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).
2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).
3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных
посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
4. Природоохранительная функция. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может обеспечить защиту окружающей среды.
5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной
мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств — сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
3. Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
4. Участие в международной охране окружающей среды. Роль государства в жизни общества заключается в следующем:
1) в осуществлении правотворческой деятельности.
Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.
2) в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера (мусульманское право — государство санкционирует нормы, вырабатываемые мусульманской доктриной).
Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

2. Понятие государства. Его признаки и функции

Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

Читайте также:
Национальный состав Европы: страны зарубежной Европы, однонациональные государства, этнические состав

При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки государства:

1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;

2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:

1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:

а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.). Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 4. Понятие и основные признаки государства

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

§ 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты – это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

7. Понятие права, его значение, признаки, функции

7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие

1.3. Понятие, признаки и функции государства

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Понятие, признаки и классификация органов государства

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

Понятие, признаки, цели, функции и виды юридической ответственности

Понятие, признаки, цели, функции и виды юридической ответственности Ответственность в широком (философском) смысле означает свойство человека, заключающееся в осознании и правильном понимании им своих обязанностей (долга) по отношению к другим людям, государству,

2. Понятие, признаки и функции государства

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

1. Понятие и признаки государства

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом

Читайте также:
Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

3.1 Понятие государства, его признаки

3.1 Понятие государства, его признаки Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.Чаще всего

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и

5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

5. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой. Признаки

§ 12. Понятие и признаки правового государства

§ 12. Понятие и признаки правового государства Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

При обучении студентов юридическим и экономическим наукам часто выясняется, что они с течением времени утрачивают понимание основных категорий общей теории права, которая была изучена на начальных курсах. В связи с этим необходимо напоминание о них при изучении отраслевых дисциплин. Причем для лучшего осмысления данных понятий способствует сопровождение их конкретными примерами и жизненными ситуациями.

Государство – это понятие: *В теории права: определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения, обладающая внутренней структурой, имеющая специальные органы для реализации своих полномочий; Под которым в Конституционном праве России подразумевается определенные совокупности органов законодательной, исполнительной и судебной власти «парламент, правительство и суды», действующих в масштабе страны или субъекта Российской Федерации «иной территориально-политической единицы» с местными их представителями; *Как субъект Международного публичного права – основной участник международных отношений.

Включает как политическую организацию власти, так и население с определенной территорией. Основным характеризующим его качеством является суверенитет.

Поэтому перед изучением юридических, в т.ч. связанных с регулированием предпринимательской «хозяйственной» деятельности, обучающимся желательно восстановление в памяти общих понятий и первичных сведений о праве, как теоретический базе для дальнейшего изучения отраслей права.

В настоящее время у хозяйственников существует большая свобода и выбор вариантов поведения. Но с другой стороны, это сопряжено и с ответственностью за их последствия. При выходе лица за широкие рамки дозволенного «разрешенного, незапрещенного» и, вторжение в сферу неодобряемого обществом и запрещаемого государством, оно будет привлекаться к юридической ответственности.

Право имеет множество функций, в том числе и экономическую, которая устанавливает: правила игры в системе рыночных отношений; упорядочивает производство, распределение и обмен товаров; закрепляет право собственности и формы хозяйствующих субъектов

Вопрос о возникновении государства интересовал ученых с древних времен, и почти у каждого юриста – государствоведа есть свое научное мнение по этому вопросу.

Существует более десятка теорий происхождения государства, у каждой их которых есть свои плюсы, и минусы, в частности к ним относятся:

1. Теологическая или религиозная. Теория Формы Аквинского – средневекового мыслителя. Государство имеет божественное происхождение.

2. Патриархальная. Теория Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Государство является продуктом естественного развития семьи, т.е. патриарх в государстве – то же, что глава семейства в своей семье.

3. Договорная. Теория: в древности – ранний буддизм, учения Мо цзы; античная философия – сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара; голландского философа Г. Гроция; английского мыслителя – Т. Гоббса, Д. Локка; ученых – французских Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха; российского – А.Н. Радищева. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находящиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, отказываются от части своих прав и свобод в пользу единой цели государства в обмен на гарантии личной безопасности.

4. Насилия: Внешнего – Теория Аравийского мыслителя Л. Гумплович. Государство возникает в результате завоевания одного племени «народа» другим, в итоге завоевания возникает рабство. Внутреннего – Теория К. Каутского. Племя – победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает работать на себя, платить дань или подати.

5. Психологическая. Теория ученых: французского Г. Тард и русского Л.И. Петражицкого. Причины возникновения государства лежат в особенностях человеческой психика: одни подчиняются более сильным, а другие – властвуют над слабыми.

Читайте также:
О бюрократии простыми словами: что такое бюрократизм, бюрократ – кто это, какие определения даёт википедия

6. Ирригационная. Теория немецкого ученого К. Виттфогеля. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. В определенных регионах «Междуречье, Египет, Китай» существование невозможно без строительства оросительных каналов. Осуществление таких работ и мобилизацию масс людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

7. Расовая. Теория французский ученого Ж.А. Гобино, немецкого философа Ф. Ницше. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.

8. Инцестная «половая». Теория ХIХ века, французского этнографа и социолога К. Леви-Строс. Причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли в случае его неисполнения принуждение. Постепенно они стали выполнять и иные общественные, а затем и государственные функции.

9. Органическая. Теория английского ученого Г. Спенсер. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с законами анатомии и физиологии. Этой теорией государство рассматривается как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична действиям человеческого мозга.

10. Спортивная. Теория испанского ученого Х. Ортега-и-Гасета. Развитие спорта способствовало появлению государства. Например, у некоторых племен существовали обычаи посвящения во что-либо. Для проведения обряда создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.

11. Классовая. Теория К. Маркса, и Ф. Энгельса. Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Определений государства больше, чем теорий его происхождения, поэтому, разберем два распространенных варианта:

Первый в краткой форме: Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:

– наличие публичной государственной власти;

– территориальная организация населения;

– налогообложение и взыскание.

Внешние:

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Политический режим:

– демократический и антидемократический.

Второй в расширенной форме с конкретным разбором : Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса «или иной социальной группы, блока классовых сил, всего народа», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Основные признаки государства: наличие аппарата управления «механизма государства, публичной власти», отделенного от общинного строя, в управлении участвуют не все члены общества. При этом у аппарата управления существуют свои интересы отличные от интересов всего общества; взимание с населения налогов и сборов; деление населения по территории. Для каждого государства характерно наличие четко ограниченной территории, на которую распространяется его действие, и населения, проживающего на этой территории и являющегося гражданами государства.

Часто территорию и население называют отдельными важнейшими признаками государства; в отличие от других организаций, государство – это единственная организация, осуществляющая публичную власть в масштабе всей страны; важнейшим признаком государства является его внутренний и внешний суверенитет, то есть независимость от других государств при решении вопросов внутренней и внешней политики; наличие специального аппарата принуждения, государства, безопасность граждан и обеспечение реализации их прав и свобод, а также выполнение ими своих обязанностей; издание общеобязательных правил поведения «норм права».

Общественно-политические отношения, выражающие наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства, называется государственным строем.

Типы и формы государств :

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на классовом подходе к изучению истории, характерном для марксизма. На основе этого подхода выделяются несколько типов государства «общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга тем, в руках какого класса «социальной группы» находится рычаги государственной власти: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формацию «переходную к безгосударственному коммунистическому обществу».

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к той или иной цивилизации. Цивилизация – довольно емкое и неоднозначное понятие «имеются несколько сотен его определений». Согласно этому подходу, выделяют такие типы государства: восточные, западные и смешанные «промежуточные»; древние, средневековые и современные; сельскохозяйственные, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; локальные, особенные и современные.

Форма государства включает его строение, основные составные части, внутреннюю структуру государства и основные методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма правления; форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это порядок образования высших и местных государственных органов взаимоотношений между ними. В частности, высшее руководство государством может осуществляться единолично или коллективно. Различают монархическую и республиканскую формы правления «монархию и республику».

Читайте также:
Когда была принята действующая конституция Российской Федерации: дата, основные положения

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по собственному усмотрению, по праву, не переданному «делегированному» ему никакой другой властью. В отличие от монархии, в республике государственная власть делегируется одному или нескольким лицам всем народом или его частью на определенный срок. Монарх «король и император» персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха является верховной и суверенной «независимой».

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами он может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Власть монарха бессрочна и пожизненна. Монарх считается свободным от ответственности «но не «безответственным»: как правило, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники и другие чиновники. Часто власть монарха объявляются священной «в настоящее время такая традиция сохранилась в Японии».

1. Абсолютная «абсолютистская» монархия, при которой монарх пользуется всеми перечисленными правами, безусловно, и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. Такая форма правления характерна для средневековья и восточной деспотии «в рабовладельческих государствах древнего Востока»

2. Парламентарная «парламентская» монархия – более современная разновидность монархической правления «она существует в настоящее время в Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции». В этих государствах «царствует, но не правит». Формально он назначает главу правительства и министров, однако правительство и премьер отвечает перед парламентом. Все решения монарха приобретают юридическую силу только после одобрения законодательным органом «парламентом» и должны соответствовать конституции. Поэтому парламентскую монархию также называют конституционной

3. Дуалистическая монархия – форма правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и иных должностных лиц «губернаторов, префектов и других», имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Однако его властные полномочия все же ограничены, поскольку бюджет принимается парламентом. Подобные монархии существовали в прошлом в Пруссии, Румынии, Австрии и Италии

4. Теократическая монархия, при которой монарх одновременно является религиозной главой

5. В прошлые исторические периоды в разных странах существовало множество разнообразных вариантов монархической формы правления.

Республикой «от выражения Цицерона Respublica est res populi – государство есть дело народа» называется форма правления, которая характеризуется наличием избираемых на определенный срок представительных органов государственной власти. Известны две основные разновидности республик: *Парламентская «парламентарная» республика, где глава исполнительной власти «пример-министр» и правительство назначаются и контролируются парламентом «точнее, парламентским большинством».

Президент – глава государства – играет в такой республике незначительную роль «например, вы часто слышите в новостях о тех или иных действиях премьер-министра – «канцлера» ФРГ, и намного реже – о президенте этой страны». Недостатки парламентской республики – неустойчивость правительства, которое меняется, как только большинство мест в парламенте занимает другая партия, и сильная зависимость его политической ситуации; Президентская республика отличается тем, что избираемый глава государства «президент» одновременно является главой правительства, которое он «обычно с согласия парламента» назначает и распускает.

Такая форма правления существует во Франции, США, России и многих других странах. Основное достоинство президентской республики заключается в том, что всенародно избранный президент выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. В чрезвычайных обстоятельствах он может быстрее принять нужное решение, чем коллегиальный законодательный орган. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, но и она имеет ряд недостатков.

Если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям, это может привести к их противостоянию и конституционному кризису. Возможность распускать парламент может в определенных условиях привести к несоразмерному усилению исполнительной власти и установлению так называемой суперпрезидентской республики, которая может перерасти в диктатуру. Фактически соотношение сил в республике зависит от политической ситуации в конкретном государстве, наличия стабильных политических партий, опирающихся на широкие массы населения и имеющих первые экономические социальные программы

Формы государственного устройства :

Форма государственного устройства «единства» – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными регионами государства, между центральными и местными органами. В зависимо от формы территориального устройства, различают: унитарные государства; федерации и конфедерации. Унитарное «от латинского «unus» – один» государство отличается полным политическим единством и неделимостью.

Читайте также:
Характеристика постиндустриального общества: что это такое, причины появления, характерные черты

Отдельные административно-территориальные единицы «области, районы» не имеют своего собственного законодательства и судебной системы, а местные исполнительные органы власти прямо подчиняются вышестоящим как элементы единой «пирамиды» с правительством и президентом на вершине. Федерация «союзное государство» – это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов «субъектов» федерации. Каждый из них «например, какой-либо штат США, Приморский край» может иметь свое региональное законодательство, представительный орган и правительство, иногда – свою судебную систему «в России мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов Федерации, но при этом входят в единую судебную систему; регионы могут создавать свои конституционные или уставные суды».

Конфедерация «от латинского «confederatio» – «сообщество» – государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Она создается для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода «например, в качестве военного союза». Исключение – Швейцария, где фактически федеративное государство традиционно сохраняет название конфедерации. Политический режим – совокупность способов и приемов руководства государством, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности.

Различают две основные формы политического режима: диктатура «авторитарный режим», для которого характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, слабость выборных органов, ограничение роли политических партий и усиление исполнительно-распорядительных органов власти, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства; демократия «народовластие», характеризующаяся: конституционным провозглашением и «в идеале» реальным осуществлением гражданских прав и свобод; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти; официальным признанием принципов законности и разделения властей.

Функции государства :

Функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития государства целями, задачами и его социальным назначением. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов.

В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы «например, реализация экономической функции обеспечивается путем деятельности не только специально предназначенных для этого органов «Минэкономразвития», но и в ходе разрешения споров экономического характера арбитражными судами, расследования преступлений в сфере экономики, деятельности глав субъектов РФ по развитию экономики регионов. Функцию же конкретного государственного органа, наоборот, не может подменять никакой другой «мировой судья не рассматривает дела, подведомственные арбитражному суду».

Государственные функции подразделяются на: внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

– поддержание отношений с другими государствами;

– международная охрана окружающей среды;

– интеграция в мировую экономику и другие.

Наиболее важными внутренними функциями государства являются:

Понятие, сущность, признаки и функции государства

Упомянутые научные школы и концепции содержали самые разнообразные подходы к восприятию государства. Сам термин “государство” стал употребляться в Западной Европе в привычном для нас смысле в Новое время. Главная проблема при определении его сущности состоит в выборе между двумя главными вариантами ее оценки: “пессимистическим” и “оптимистическим”.

Первый вариант заключается в признании того, что государство как аппарат публичной власти, осуществляя ее, действует исключительно в своих интересах (или в интересах господствующей в обществе социальной группы, слоя), хотя объявляет себя при этом защитником всей нации.

Во втором варианте предлагается признать, что государственный механизм работает преимущественно в общих (публичных) интересах под прессингом гражданского общества, умело использующего для воздействия на государство правовые средства. Принуждение в последнем случае применяется “дозировано”, в той мере, которая необходима обществу, и является результатом согласования важнейших интересов большинства социальных групп.

Выделяют и третий, “средний путь” в определении сущности государства, при котором государство рассматривают как политическую организацию, обеспечивающую и интересы правящих слоев, и общесоциальные интересы [1] .

В современной учебной и научной литературе наиболее распространенным типом определения государства является определение данного феномена через его признаки. Правда, в вопросе о признаках государства среди ученых не достигнуто единство мнений, и перечни этих признаков варьируются от одного издания к другому. Однако основные характеристики, отличающие его от иных социальных институтов, все же признаются присущими государству большинством авторов. Именно они использованы в приводимом определении.

Государство – это главное воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.

Среди признаков государства, таким образом, можно выделить следующие его характеристики.

1. Обладание публичной властью в такой форме, которая обеспечена особым аппаратом принуждения, способным делать свои веления общеобязательными.

Читайте также:
Признаки конфедерации, чем она отличается от федерации, список стран

Этот аппарат представлен особым слоем людей, выполняющих управленческие функции и властные полномочия на профессиональной основе. Государство является центральным институтом общества, так как: 1) обладает упомянутым аппаратом и правом как универсальным регулятором общественных отношений; 2) имеет самую широкую социальную основу; 3) располагает огромными материальными ресурсами, обеспечивающими реализацию любых его целей.

  • 2. Территория – материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, “очерченный” государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством могут быть избраны разные модели управления на местном уровне административно-территориальной единицы: 1) управление на местах осуществляют территориальные структуры государственных органов (Китай); 2) на местном уровне управляют, координируя свои усилия, как представители государственной власти, так и органы местного самоуправления (Франция); 3) исключительно органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, осуществляют публичную власть в пределах административно-территориальных единиц (Россия).
  • 3. Население – люди, проживающие на территории государства и объединенные друг с другом и с государством не кровно-родственными связями, а правовой и территориальной принадлежностью.
  • 4. Суверенитет воплощен в верховенстве, единстве и независимости государственной власти как внутри территории государства, так и за ее пределами. Верховенство выражается в том, что только решения органов государственной власти обладают высшей силой и общеобязательностью. Единство власти проявляется в том, что все государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат, реализующий единые функции государства. Его деятельность основана на единых принципах, подчинена единым политическим целям. Например, в демократическом государстве системообразующим является принцип разделения властей, а в социалистическом государстве – это принцип советов. Независимость означает, что никакой политический институт или орган (к примеру, центральные органы наиболее влиятельной партии, властные структуры зарубежного государства, какие-либо негосударственные структуры или международные организации) не должен вторгаться в процесс принятия государственно-властных решений, препятствовать осуществлению власти органами соответствующего государства.

Суверенитет государства произволен от народного суверенитета, а последний, в свою очередь, – от национального суверенитета.

Народный суверенитет – неотчуждаемое право народа осуществлять верховную власть в обществе, быть ее источником. Национальный суверенитет воплощен в праве нации на самоопределение, т.е. на выбор формы своего политико-правового бытия. Ею может быть не только национальное государство, но и национально-государственное образование (субъект федерации или автономия) или общественное объединение – национально-культурная автономия.

5. Налоги и займы также рассматриваются в качестве признака государства. Налоги как общеобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц – отечественных и иностранных, – должны обеспечить необходимую финансовую основу для выполнения государством своих функций в обществе.

Некоторые авторы выделяют еще и такие признаки государства, как правотворчество и государственная символика (гимн, герб, флаг).

Роль государства в жизни общества принято рассматривать через его функции. В их реализации проявляется социальное назначение государства. Оно выражено в решении и масштабных, комплексных задач, таких как обеспечение социального управления и безопасности общества в целом, и локальных, но при этом не менее важных проблем, связанных с социальной зашитой населения.

Функции государства традиционно определяются как основные направления его деятельности.

Наиболее распространенным является деление функций государства в зависимости от их предназначения на внутренние и внешние.

К внутренним функциям принято относить:

  • 1. Упорядочение совместной жизни людей в обществе. Эта функция носит комплексный характер и включает социальное управление в сфере экономики, политики, культуры. В связи с реализацией данной функции создаются правовые нормы, обеспечивается их реализация, образуются государственные органы, определяются их полномочия. Обычно в учебной литературе специально подчеркивается, что не следует функции государства отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций [2] .
  • 2. Умиротворение социальных конфликтов. Государство, реализуя эту функцию, предотвращает социальные конфликты путем применения необходимых правовых и политических средств согласования противоречивых интересов различных социальных групп; разрешает их, устраняя, например, причины, породившие противостояние, или подавляет выступления социальных групп (слоев). В первую очередь внимание государства привлекают антагонистические конфликты, так как их стороны видят разрешение конфликта только в уничтожении противника. Такое развитие событий представляет серьезную угрозу и для слоя властвующих, и для всего общества в целом, поэтому силовые структуры и правоохранительные органы государства стремятся устранить прежде всего именно этот тип конфликтов.
  • 3. Функция охраны правопорядка. Для того чтобы понять суть данной внутренней функции государства, важно осознавать смысл термина “правопорядок”. Под ним принято понимать систему урегулированных правом общественных отношений, ставшую результатом реализации правовых норм. Для достижения такого состояния общественной жизни необходимо, чтобы государство предупреждаю и пресекало правонарушения, выявляю и задерживаю правонарушителей, привлекало их к ответственности.
  • 4. Узкосоциальная функция. Эта функция в первую очередь воплощена в усилиях государства, направленных на обеспечение интересов и защиту наиболее уязвимых социальных групп: престарелых, больных, инвалидов, женщин, малолетних – всех тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Организация систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты происходит в рамках реализации именно данной функции государства.
Читайте также:
Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

Внешние функции государства представлены:

  • 1) обеспечением безопасности, целостности страны, ее суверенитета. Данная функция, в частности, выражается в предотвращении или отражении агрессии со стороны других государств, в защите государственных интересов от внешнего враждебного влияния, в том числе посредством противодействия иностранным разведкам;
  • 2) функцией сотрудничества с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.

Важное значение в современных условиях приобретает также экологическая функция государства, которая в равной степени значима как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, поскольку экологический кризис человечества относится к числу глобальных проблем современности, а значит, не может успешно быть преодолен только в масштабах одного государства.

Кратко о понятии, признаках и функциях любого государства

Признаки государства

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

Основные Дополнительные
Наличие территориальных границ Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
Суверенитет Государственный язык
Присутствие публичной власти Единая денежная единица
Система налоговых сборов Транспортная система
Законотворчество Единое экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Каковы признаки государства

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Что такое государтсво

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Читайте также:
Причины миграции населения: определение, ее причины, проблемы и виды

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Армия в государстве

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции государства

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
  • Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
  • Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
  • Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
  • Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
  • же приоритет государственной власти внутри страны.
  • Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
  • Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
  • Материально-технические средства.
Читайте также:
Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

  • органы правопорядка (полиция, суд);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Вооружённые силы РФ;
  • органы межгосударственных отношений.

Вы смотрели конспект «Государство, его функции».

Теория государства и права

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

Читайте также:
Абсолютная монархия: что это такое? Характеристика и примеры таких стран

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: