Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

Возникновение ислама и Арабского халифата

Ислам (мусульманство) – одна из трех мировых религий – возник в VI-VII в. н. э. на Аравийском полуострове. В первые века нашей эры население Аравии составляли, в основном, кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе – «лихой наездник»). Воинственные арабы тогда не знали государственной организации и жили племенным строем. Их главным занятием была торговля, а также грабежи караванов, передвигавшихся вдоль берега Красного моря – из Индии в страны Средиземноморья. В доисламской Аравии почти не было городов, исключение составляли лишь богатые торговые города Мекка и Ясриб, где сложился племенной союз курейш. Первобытнообщинному строю арабов и их племенной раздробленности соответствовало многобожие. Арабы поклонялись многим божествам и духам, а также силам природы, небесным светилам, деревьям, большим камням (бетилам), почитали умерших предков.

К VI в. в среде арабов усилился процесс разложения патриархальных общественных отношений и социального расслоения. В основе его лежали как внутренние объективные причины – формирование классового общества и зарождение государства, так и внешние – опасность со стороны сильных соседей, прежде всего Византии и Ирана. В результате среди разрозненных арабских племен возникли тенденции к объединению и складыванию племенных союзов. Одновременно происходила и централизация религиозных культов. Постепенно из множества племенных богов выделяется один общеарабский бог – Аллах и формируется единый религиозный центр – храм Кааба в Мекке. Так в Аравии возник ислам. Он был новой идеологией, отразившей существенные изменения в арабском обществе, а также играл роль организационного обеспечения потребностей караванной торговли. Провозвестником новой веры стал мекканский купец из рода курейш Мухаммед (Магомет, около 570-632), которого арабы считают пророком и посланником Аллаха. Согласно преданию, когда Мухаммеду было около 40 лет, ему явился Аллах и заставил его повторять слова священной книги. Впоследствии истины, полученные пророком от Бога, составили Коран – величайший памятник арабо-мусульманской культуры.

Ислам – это религия, выросшая из таких традиционных монотеистических религий как иудаизм и христианство. Между исламом и двумя последними религиями имеется много сходных черт. С точки зрения мусульман иудеи и христиане не считаются язычниками. В частности, ислам признает, что Бог неоднократно посылал на землю пророков, о которых рассказано в Библии – Авраама (Ибрахим), Моисея (Муса), Иисуса (Иса) и др. Однако только Мухаммед – последний пророк, явившийся для того, чтобы исправить ошибки своих предшественников и людей, исказивших смысл Откровения, т.е. истинное знание о Боге.

Один из важнейших отличительных признаков ислама – строгий монотеизм. В этом отношении ислам радикально противопоставил себя христианству с его учениями о троичности божества и боговоплощении. В исламе Аллах – единый и единственный бог, имеющий абсолютную и безусловную ценность. Весь окружающий мир обязан своим существованием воле Аллаха, которая бесконечно превосходит по своей мощи человеческую, поэтому от человека требуется только безусловная покорность. В отличие от христианства ислам запрещает изображать Бога, а также всех живых существ. Характерной чертой исламского менталитета является фатализм – вера в божественное предопределение.

В основе ислама лежат «пять столпов веры». Мусульманин должен верить в единственность Аллаха и в то, что Мухаммед является его пророком и посланником. Все мусульмане должны молиться пять раз в день (намаз), соблюдать ежегодный пост (ураза), совершить хотя бы один раз в жизни паломничество в Мекку (хадж), и, наконец, уплачивать особенный налог в пользу бедных и мусульманской общины. Ислам признает существование ангелов и злых духов (джиннов), рая и ада, воскрешение мертвых, Страшный Суд и пр. Достаточно простые догматы и положения ислама были быстро и безболезненно восприняты всем населением Аравии.

Важнейшей особенностью исламского менталитета является неразделенность религиозного и светского, сакрального и земного. Ислам выступает одновременно и как религия, и как закон, и как образ жизни, т.е. как принципы, организующие и определяющие социальные структуры, и мораль исламского общества. На Коране присягают и дают клятвы, на его положениях основывается законодательство исламских государств. Изучение Корана является обязательной дисциплиной в мусульманских учебных заведениях. Жизнь и быт каждого мусульманина, их образ мыслей, взаимоотношения с другими членами мусульманской общины строго регламентируются Кораном, Сунной пророка и шариатом.

Характерной чертой исламского менталитета является джихад – борьба за чистоту и распространение ислама, и расширение контролируемых территорий.

Особенностью ислама является также и то, что он содержит конкретные указания, касающиеся принципов и механизмов государственного управления. Согласно исламской доктрине власть и законы происходят от Аллаха, поэтому не следует противопоставлять светскую и религиозную власть. Все мусульмане считаются равными перед Аллахом и, следовательно, перед светскими законами, но т.к. законодательная власть принадлежит Корану, то государственная власть оказывается одновременно и гражданской и религиозной. Такую форму власти представлял халифат, который в средние века был концепцией исламской государственности.

В отличие от основателей других религий, в исламе Мухаммед выступает не только как проповедник и пророк, но и как военачальник и правитель. После бегства Мухаммеда из Мекки в 632 году (этот год считается первым годом мусульманского летоисчисления), он переселяется в Ясриб (переименованный в Медину – город пророка). Оттуда Мухаммед со своими подвижниками отправился на «ратные подвиги» – он отвоевал Мекку, ставшую культовым центром ислама, и захватил большую часть Аравии. Завоевания Мухаммеда положили начало исламскому государству. В Медине была построена первая мечеть и сформированы основные положения исламского вероучения и культа.

Халифы («заместители», «преемники» пророка), к которым перешла власть после смерти Мухаммеда, были и светскими и духовными правителями, а государство, которое они создали, получило название Арабский халифат.

Читайте также:
Статья о Ливонской войне, кратко описывающая ход конфликта события, причины поражения и его последствия

Уже при первом халифе – Абу Бекре – началась активная завоевательная политика – выход ислама за пределы Аравии. Первыми объектами арабской экспансии стали византийские владения – Сирия, Палестина и Месопотамия (нынешний Ирак). Они послужили исходным плацдармом для двух волн широкого наступления арабов.

Первая волна шла в западном направлении и охватила Египет и северную Африку. После покорения Египта, Карфагена, Марокко, Алжира и других африканских областей, арабам подчинились крупнейшие острова Средиземного моря – Кипр и Родос. Из Африки арабы переправились на Пиренейский полуостров (711г.). Войско мусульман возглавлял полководец Тарик, именем которого был назван Гибралтарский пролив (Гебель ал-Тарик – «Скала Тарика»). Арабы прошли весь Пиренейский полуостров (с юга на север). После арабского завоевания там возникла блестящая культура Кордовского халифата. Затем, перейдя Пиренеи, арабы вступили на территорию южной Галлии (Франции). Но в 732г. франкский король Карл Мартелл в битве при г. Пуатье разбил арабов и заставил их отступить.

Вторая волна арабской экспансии шла в восточном направлении и охватила Иран, Афганистан, Среднюю Азию, Восточное Закавказье и Западную Индию. В начале 13в. арабы заняли Малую Азию, а к середине этого столетия дошли до границ Индии и Китая.

Вместе с завоеваниями арабов произошло широкое и быстрое распространение ислама, а также ускорилось взаимодействие и взаимообогащение разных культур. В руках арабских халифов оказались огромные земли и несметные богатства, что сделало Арабский халифат крупнейшим и могущественным государством, объединившим Восток и Запад. В руках арабов оказался также важнейший торговый путь почти во всю длину Старого света – от Атлантического океана до Гималаев и Китая.

История Арабского халифата делится на два периода: халифат Омейядов (середина VII в. – 750 г.) и халифат Аббасидов (750-1258 гг.). Во время правления династии Омейядов, происходивших из богатого рода мекканских купцов, столицей халифата был г. Дамаск в Сирии. В 750г. власть в халифате перешла к Аббасидам, ведущим свое происхождение от ближайших родственников Мухаммеда. Столицей халифата при Аббасидах был г. Багдад на реке Тигр. На это время падает наивысший расцвет арабо-мусульманской цивилизации и культуры (IХ – ХII вв.). Концом Арабского халифата и арабо-мусульманской культуры считается 1258г., дата завоевания Багдада монгольскими войсками.

Арабо-мусульманская культура создавалась многими народами: арабами, сирийцами, персами, греками, иудеями, коптами, испанцами, индийцами, народами Средней Азии. Произошел своеобразный синтез собственно арабской (доисламской) культуры, культурных традиций великих цивилизаций древности и культуры ислама. И хотя каждая из частей халифата обладала местными культурными особенностями, теперь все культурные ценности, пронесенные через века и тысячелетия, стали выражаться по-арабски. Именно арабский язык и ислам послужили основой для арабизации культуры нового государства. Поэтому арабо-мусульманская культура, несмотря на множество наслоений, в главном оставалась единой. Этим связующим звеном был ислам.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух существенных составляющих арабо-мусульманской культуры. Так, под влиянием необходимости комментировать Коран весьма сильно развивались филологические исследования арабского языка. В свою очередь Коран способствовал расширению сферы распространения и усилению позиций арабского языка везде, где появлялись арабы и обращенные ими в ислам представители других народов. Потому что все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать.

И как «чудом» считали арабы (и мусульмане) представление миру Корана на арабском языке, так и «чудом» предстает перед нами поразительное развитие арабского языка, который из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

Когда простые бедуины вышли из Аравийской пустыни в первой половине VII в. для завоевания соседних стран Востока и Запада, то они понесли с собой свой язык, язык древнеарабской поэзии, язык Корана.

Он был еще суровым, не обработанным филологами, но потенциально богатым для дальнейшего развития. Они несли с собой свою религию – ислам, который их сплотил в единый боевой строй и объединил идеологически. Арабский язык и Коран – два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

Арабский халифат оказался сравнительно непрочным конгломератом различных народов, которые к тому же повели упорную борьбу против завоевателей – арабов. Уже в начале Х века халифат практически распался на ряд эмиратов, управляемых местными династиями: отделились Кордовская Испания, наместники Африки и Египта. Территория халифата Аббасидов составила только половину прежнего халифата.

Однако культурная общность мусульман не только не исчезла с распадом халифата, но сохраняется и по сей день. Продолжалась и исламизация новых территорий – ислам приняли казахи, некоторые народы северного Кавказа, татары, башкиры, население Индонезийского архипелага, Малаккского полуострова и юга Филиппин.

Причины объединения арабских племён в Средневековье

Объединение арабских племен

Аравийский полуостров, площадь которого составляет 3 млн км 2 , и территории Сирийской пустыни, прилегающие к нему, с древних времён населяли арабы. Экономическое и социально-культурное развитие этого региона в разных его частях значительно отличалось. В результате исторических событий, происходивших здесь в VII веке, началось объединение арабского мира под знаменем ислама. Что толкало арабские племена к объединению?

Читайте также:
Плавание Фернандо Магеллана: первое кругосветное путешествие и его значение

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Возникновение ислама и объединение арабов

Как объединялись арабские племена

Объединение разобщённых племён и создание Арабского государства было тесно связано с рождением единой религии и поклонением единому Богу. Проповедником религии, названной исламом, что переводится как «покорность, предание себя Богу», стал Мухаммед (570−632 н. э.), который происходил из беднейшего рода хамшитов племени курейш.

Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

Ислам становится политической силой

Что толкало на объединение арабских племен

Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.

Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.

Какие факторы способствовали единству Арабского халифата

Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.

Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий.

Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению). В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:

  • Религиозная.
  • Нравственная.
  • Юридическая.
  • Бытовая.

Коран как идеология халифата

Объединение арабских племен

Все эти правила были основаны на Священном Писании мусульман — Коране, в котором говорится, что государству не нужно никаких других законов, кроме обозначенных в этой книге. Например, Коран строго запрещает воровство, занятие ростовщичеством, употребление алкогольных напитков, при этом разрешает многожёнство. Объединение большинства арабских племён единой верой и поддержка халифами завоеваний и расширения владений Аравии послужили развитию и укреплению халифата.

Халифат — это (изначально) арабо-мусульманское государство, которое и создал Мухаммед, после его смерти возглавленное халифами. После правления первых четырёх халифов власть над Аравийским полуостровом и завоёванной территорией взял в свои руки род Омейядов, происходивших из Мекки. Во время их правления столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск. Обширная территория государства делилась на пять частей, называемых наместничествами, во главе которых были эмиры.

Распространение ислама среди других народов

Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.

Читайте также:
РСФСР и СССР: в чём их отличие, как они образовались, судьба РСФСР после развала СССР

Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.

Шииты

Как возник ислам

Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии. Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.

Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.

Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.

Хариджиты

Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского — покинувшие).

Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:

  • Социальное равенство среди мусульман — как арабов, так и других народов.
  • Общее владение ресурсами и землёй.
  • Равное разделение военных завоеваний.

Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.

Сунниты

Сунниты и шииты

Сторонники же первоначального, официального течения в исламе назывались суннитами. У них Священным Писанием считается не только Коран, но и Сунна, являющаяся одним из первоисточников ислама. Сунна в одном из переводов звучит как путь. В ней описано становление ислама как религии, присутствуют рассказы о жизни пророка Мухаммеда и первых арабских халифов.

В 661 году Али Талиб был убит заговорщиками в соборной мечети города Куфа, а власть была захвачена родом Омейядов и их сторонниками. Новым халифом стал Муавия Аби Суфьян I, который установил наследственную передачу власти.

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие;
  • одеваться так же, как и арабы;
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде;
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Религия мусульман

Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.

Падение

Причины падения исламского халифата

В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Арабы в VI—XI веках

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространён?

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

1. Природа и занятия населения Аравии. Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьёв они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, сахарный тростник, хлопчатник.

Читайте также:
Открытия Дежнева на севере Евразии, их значение, биография русского путешественника

Кочевые арабы — бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жёсткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд, способный питаться колючими, жёсткими растениями, был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, сёдла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

Бедуины в походе. Миниатюра XIII в.

Остановка в оазисе. Миниатюра XIII в.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города, самым крупным из них был город Мекка.

Каждую весну в течение четырёх месяцев в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и её окрестностях объявляли общий мир.

В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знатные люди Мекки руководили религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников нищей и одеждой.

2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племён и родов. Из-за пастбищ и по обычаю кровной мести часто происходили стычки между племенами, а войны между ними длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это ещё более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племён стояли вожди. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков, а также выкупать пленников.

Объединение враждовавших между собой арабских племён было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале VII века Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.

3. Мухаммед — основатель ислама. Объединению арабских племён способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называют Магомет) шести лет остался сиротой; о нём заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

Караван-сарай (постоялый двор на торговом пути) и рынок. Миниатюра. Чем занимаются люди? Как они одеты?

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, освобождать рабов. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу».

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда, и в 622 году он со сторонниками переселился в соседний оазис — Медину. Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.

Мухаммед стал основателем новой мировой религии — ислама, и главой Арабского государства. Ко времени его смерти иод властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).

Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

В Коране, как и в Ветхом Завете Библии, сказано, что Бог — Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека — Адама и из его ребра — Еву. А седьмой день — у мусульман это пятница — стал днём отдыха.

Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.

Страница из Корана

4. Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи — кади.

Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Человеку следует подчиняться правителям и начальникам, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги, помогать бедным и убогим. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; 3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество 1 ) в святые места – Мекку и Медину.

Читайте также:
Великие географические открытия: кратко о путешественниках, их вкладе в географическую науку

1 Паломничество — путешествие с целью посещения святых мест.

5. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство, в Северной Африке подчинили себе племена берберов.

В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.

На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.

Наместник халифа и проситель. Миниатюра XIII в.

Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.

Завоевания арабов

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

Арабские воины

6. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоёванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.

Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселённой долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

7. Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768—809). Современник Карла Великого, он стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстаёт справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везира (советника) и телохранителя.

На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей полной уплаты налогов.

8. Распад халифата. Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счёт армию. Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, такую же, как у арабов, одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

Золотая печать одного из халифов. X в.

В VIII—IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата. Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники — эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

Распад халифата

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад.

Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения? 2. Что способствовало объединению арабских племён? 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей? 4. Как утвердился ислам среди арабских племён? 5. Объясните причины военных успехов арабов. 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

Читайте также:
Кратко о смутном времени: причины начала, ход событий и итоги смутного времени

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан? 2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни. 3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский? 4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря. 5. Сравните карты на с. 18, 52. 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

Возникновение ислама

Ислам стал второй по популярности религией мира, хотя и самой молодой. Именно с этого момента начинается усиление и возвышение арабского мира, объединенного общей религией и общей целью.

История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать VII век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть – Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

которые читают вместе с этой

Коран

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Арабский халифат в 632 году

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Государство Омейядов

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Цели и задачи:

Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.;

определить основные вехи становления ислама;

рассмотреть ислам как одну из мировых религий;

подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

– дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

– выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

– продолжить формирование умения работать с картой

– познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

Скачать:

Вложение Размер
28_09_6_klass_vozniknovenie_islama_arabskiy_halifat_i_ego_raspad.docx 29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад .

Тип урока : изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.;

определить основные вехи становления ислама;

рассмотреть ислам как одну из мировых религий;

Читайте также:
Краткая история Сталинградской битвы: хронология, ход, итоги

подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

– дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

– выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

– продолжить формирование умения работать с картой

– познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

Организационное начало урока.

Проведем небольшую разминку по ранее изученным датам и определениям. Диктант

500- возникновение государства франков

630- образование арабского государства,

800- провозглашение карла великого императором

843- верденский договор о разделе империи Карла Великого?

962- образование священной римской империи

Духовенство – служители церкви.

Майордомы – управляющие королевским домом во Франкском королевстве.

Папа Римский – Глава христианской церкви.

Феод – наследственно земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы.

В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находилась Кааба – черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

Текст учебника прочитать (стр……) факт разложения родового строя у арабов.

– Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов? (выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными; появляется очень много бедняков)

– Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе – Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл “посланником Бога” – его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

– Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда – мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

– Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

Объединению арабских племен способствовала новая религия – Ислам. Переводится с арабского “предание себя Богу”. Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит “чтение”). Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну – собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: “Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) – пророк Его”. Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Читайте также:
Эсеры - кто они, программа и цели партии, взгляды на крестьянский вопрос и государственное устройство

Запись в тетради:

– Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

– Намаз (пять раз в день)

– Пост в месяц Рамадан

– Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название “шариат” (в переводе “правильный путь”).

Запись в тетради:

Шариат – совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение “истинной веры” среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

– Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

В 711-714 гг. – арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. – год основания; 1258 г. – год распада.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф – “заместитель пророка”. Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата .

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии – род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом – верховным главой всех мусульман – должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год – воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники – эмиры – за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с X века – Кордовский халифат).

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Читайте также:
Годы правления Ярослава Мудрого кратко: «золотое» время Киевской Руси, итоги правления

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед – совершенный человек, и жизнь Его – наилучший пример для подражания.

Урок 6. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Халифата

Ислам – Слово в переводе означает «покорность», «послушание», самая молодая религия единобожия, возникла в начале VII в. в Западной Аравии.

Халиф – верховный правитель мусульман в арабских странах до XIII в., а также титул египетского и турецкого султанов. От этого титула происходит и название государства: Халифат.

Коран – главная священная книга мусульман. Слово в переводе с арабского значит «чтение вслух». Современная редакция Корана – собрание записей, обобщённых специальной коллегией.

Джихад – слово означает усердие на пути Аллаха, борьба за веру, в том числе с пороками. Цель джихада распространение исламской веры и расширение сферы влияния мусульманской власти.

Шариат – в переводе «правильный путь, закон». Система правил, регулирующих жизнь верующих мусульман во всех сферах: религиозной, нравственной, экономической, политической, социальной, бытовой, семейной.

Вязь – тип письменности, где буквы соединяются и составляют непрерывный орнамент.

Мечеть – мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.

Минарет – башня, рядом с мечетью или в составе её композиции с которой верующих призывают на молитву.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На обширных территориях Аравийского полуострова, который по своим природным условиям является сплошной пустыней, издавна жили арабские племена. Их основным занятием было кочевое скотоводство, а также торговля со странами Северной Африки и Средиземноморья.

В V – VII веках в аравийских племенах происходит разложение родоплеменных отношений, племенная верхушка стремится закрепить за собой право на земельную собственность, скот и доходы от торговли. В это же время на юге Аравии приходят в упадок рабовладельческие государства. Центром объединения территорий Аравии стал район Хиджаз, на котором возникают города Мекка, Медина и Таиф. Столицей Хиджаза стал город Мекка, правил Меккой род Омейядов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расположите на ленте времени завоевательные походы арабов.

Варианты ответов:

Захват Багдада турками – сельджуками.

Захват Сирии и Палестины.

Переименование Кордовского эмирата в халифат.

Походы в Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию.

Правильный вариант ответа:

Захват Сирии и Палестины

Походы в Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию

Переименование Кордовского эмирата в халифат

Захват Багдада турками-сельджуками

Задание 2. Восстановите текст. Ответы введите с помощью клавиатуры.

Объединению арабских племён способствовало принятие новой религии – ___________, основателем которой являлся Мухаммед, житель города _______. В ___________ году Мухаммед назвал единого бога ________________, а себя его Пророком.

Правильный вариант:

Объединению арабских племён способствовало принятие новой религии – ислама, основателем которой являлся Мухаммед, житель города Мекка. В 610 году Мухаммед назвал единого бога Аллахом, а себя его Пророком.

Арабский халифат и его распад

Урок знакомит с процессом и особенностями формирования Арабского халифата (ходом арабских завоеваний, государственным устройством Арабского халифата, внешней и внутренней политикой его правителей). Объясняет ход и причины распада Халифата. Характеризует взаимоотношения между арабами и завоёванными ими народами.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Арабский халифат и его распад”

В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника.

Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике.

Он закончился избранием новым главой мусульман Абу̀ Ба̀кра – ученика и близкого друга Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда.

Они получили титул халѝф, который переводился как «наместник, заместитель» Пророка.

За всё время существования халифа̀та с 632 по 1258 год им правили три династии.

«Праведные халифы»в середине VII века.

Омейядыс середины VII по середину VIII века.

Абассидысередина VIII – середина XIII века.

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.

Они напали на Византию и Иран. Эти страны были измотаны длительной войной друг с другом и не смогли быстро оказать сопротивление.

Арабские воины

Многие города удавалось взять без боя. Арабы обещали местным жителям сохранение жизни и имущества.

Читайте также:
Восстание на сенатской площади в декабре 1825 года: причины, предпосылки, итоги

Арабам удалось захватить византийские провинции: Сирию, Палестину, Египет. Земли Ирана.

В начале VIII века арабы подчинили племена берберов в Северной Африке. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

Завоевания арабов

В 711 году арабы переправились на Пиренейский полуостров.

Королевство вестготов было завоёвано. Затем арабы напали на королевство Франков.

Но в 732 году, в ходе битвы у Пуатье, были разбиты и остановлены. Эта битва часто считается одной из самых важных в средневековой истории Европы.

С большим трудом арабам удалось покорить народы Средней Азии и Кавказа.

Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем. В 751 году они нанесли поражение китайскому войску. Но для продолжения завоеваний у арабов больше не было сил.

В результате арабских завоеваний VII – первой половины VIII веков было создано огромное государство – Ара̀бский халифа̀т – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова.

Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Арабский халифат

Также учитывая то, что население многих захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, контакты между арабами и другими народами способствовало быстрому развитию общества, государства и культуры в новом государстве.

Управление в Халифате

За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа.

Вся земля в халифате была собственностью халифа.

Своих родственников и приближенных он назначал правителями наместничеств.

В халифате их было несколько: Ирак, Аравия, Закавказье, Западная Африка, Египет.

Постепенно сложилась налоговая система халифата. Она состояла из двух частей: поземельных и подушных сборов.

Поземельный налог платили все небедные жители государства. Подушный, который назывался джѝзья, – только иноверцы.

Поступлениями от налогов распоряжались эмѝрынаместники халифа.

Налоги по большей части шли на содержание армии. Также за их счёт содержались чиновники, проводились строительные работы.

Централизация Халифата

Для централизации власти были сформированы органы управления, регулярная армия, особые полицейские отряды для контроля внутренних дел. По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.

Значительную роль в формировании и укреплении Арабского халифата сыграл ислам.

Принявшие ислам завоёванные иноверцы освобождались от подушного налога, могли участвовать в управлении государством, получали льготы. Они становились лояльными к новой власти.

Распространение ислама

К середине VIII века в восточных провинциях халифата против Омейя̀дов вспыхнуло восстание. Его причиной был увеличивающийся разрыв между окраинами халифата и столицей в Дамаске.

Назначаемые наместники были коррумпированы и заинтересованы только в личной выгоде. Возглавил восставших Абу̀ Муслѝм.

В 750 году, в битве на реке Большой Заб, войска халифа Мерва̀на II потерпели поражение. Династия была свергнута. Её представители – практически полностью уничтожены.

Новой правящей династией стали Аббасѝды. Ими была основана новая столица – Багда̀д.

Панорама Багдада

В городе пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана, что позволило ему быстро разбогатеть и стать новым политическим и культурным центром халифата.

Временем расцвета Арабского халифата считают период правления Хару̀на ар-Рашѝда (768–809 годы). При нём начался подъём исламской науки и культуры.

Впоследствии, вместе с несколькими последующими веками, этот период существования Арабского халифата вошёл в историю как «Золотой век ислама».

Харун ар-Рашид

При Аббасидах была укреплена дисциплина в армии. В войска стали набирать наёмников – бербѐров и тю̀рок. Главное место в армии заняли мамлю̀киличная гвардия халифа.

Со временем гвардия достигла такого влияния, что начала оказывать давление на халифов и даже возводить на престол своих предводителей.

В VIII–IX веках по халифату прокатилась волна мятежей. Политические противники и завоёванные народы желали избавиться от власти арабов.

Халифы больше не предпринимали новых завоевательных походов. Они сосредоточились на сохранении установленного порядка.

Всё это привело к тому, что при Аббасидах халифат начал распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Появляются самостоятельные землиэмира̀ты.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление землями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми.

В середине VIII века на Пиренѐйском полуострове образовался самостоятельный Ко̀рдовский эмират.

В IX веке от халифата отделились Египет и Северная Африка.

В дальнейшем – Иран, Афганистан, Средняя Азия. Под властью халифов осталась только Месопотамия.

Распад Халифата

В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана ту̀рками-сельджу̀ками.

В 1055 году они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджу̀ков и даровал ему титул султана.

Крестовые походы европейцев также значительно ослабили земли халифата.

Турки-сельджуки

В XIII веке монго̀лы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил своё существование.

Подведём итоги.

Начиная с VII века, арабы завоевали огромные территории и образовали государство – Ара̀бский халифа̀т.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: