Кто такой Андрей Боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события

Каковы последствия правления андрея боголюбского. Правление андрея боголюбского

Будущий великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский родился предположительно в 1110—1111 году в Ростово-Сульзальской земле (северо-восток Руси). Его матерью была половецкая княжна, любимая дочь хана Аепы. Отец — Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. О годах детства и юности князя известно мало. Согласно сохранившейся информации, он получил достойноное образование и хорошее воспитание.

Кроме того, Андрей смог прославиться, сопровождая отца в битвах и походах, посвященных единственной цели — борьбе за главный древнерусский престол. В 1146 году вместе с братом Ростиславом он изгнал из Рязани князя Ростислава Ярославовича, который сбежал к половцам. В 1149, когда Юрий Долгорукий занял Киев, он получил во владение Вышгород, проявил доблесть при взятии Луцка, осаде Чернигова.

Историки до сих пор спорят, почему Андрею достался во владение именно Вышгород, который не был примечательным городом. Дело в том, что отец собирался сделать сына приемником после кончины, и потому держал его поближе к себе.

Происхождение прозвища

Вопреки мнению отца в 1155 году Андрей направился во Владимир-на-Клязьме. С собой из городского монастыря он взял икону Богородицы, привезенной из Царьграда и писаной святым евангелистом Лукою. Святыня охранялась, и славилась своими чудодейственными свойствами. Однако правитель сумел подговорить священника, похитил ее и сбежал из города.

По дороге ему приснилась Богородица, которая просила оставить икону во Владимире. Правитель так и поступил, а на месте, где было ему видение, основал каменный город Боголюбов (ныне — поселок Боголюбово в двух километрах от Владимира). Здесь в большом замке долгое время находилась его резиденция.

Правление и религия

Святой Андрей Боголюбский

В 1157 году, после смерти отца, князь стал «самовластцем Суздальской земли». Он отказался переезжать в Киев, и, несмотря на заведенный обычай, остался во Владимире. Город стал новой столицей государства. В годы правления Боголюбский подчинил себе многие земли и завоевал политическое влияние на северо-востоке страны. Как и все князья феодальной эпохи, он старался возвысить собственное княжество и подчинить остальные.

Основная характеристика правления князя — стремление к независимости от влияния других стран. В религии он создавал культ Богородицы, в честь которой были построены храмы во Владимире, Киеве, Новгороде. Кроме того, и Византии было получено разрешение перенести ростовскую епархию во Владимир. Во время правления Боголюбского были установлены религиозные праздники Покрова (1 октября по старому стилю) и Спаса (1 августа).

Военные успехи

Летописцы отмечают отличные воинские качества князя. На его счету были и успехи, и поражения, но во всех битвах Боголюбский проявлял отвагу. В стремлении создать крепкое и сильное княжество он участвовал в таких сражениях:

Жизнь и деятельность князя

  • Поход на Киев. Город был взят штурмом 8.03.1169 г. Цель победы — подвергнуть город разорению и ослабить его влияние, Править здесь князь не желал и посадил на престол брата Глеба. После убийства Глеба в 1771 году трон перешел Роману Смоленскому, от которого Боголюбский потребовал выдать причастных к убийству брата бояр. Получив отказ, он снова пошел на Киев.
  • После решения проблемы Киева, Боголюбский отправился в поход на Новгород, но проиграл сражение городскому войску (25 февраля 1770 г). Не сдавшись, он перекрыл доставку зерна в город. Опасаясь голода, жители города признали власть Боголюбского.
  • Походы против волжских булгар (внешнего врага) предпринимались с 1164 года. В ходе первого из них Андрей вместе с дружиной смог сжечь 3 крупных города и взять Бряхимов (Ибрагимов). Зимой 1171 года во время второго похода княжеские дружины ждали подмоги бояр в месте впадения Оки в Волгу. Однако те так и не явились, сославшись на неподходящее время года. В действительности, игнорирование приказа о сборе свидетельствовало в напряжении в отношениях правителя и знати. Войска все-таки вошли на землю булгар и начали грабежи. Булгары выступили против, и княжеское войско не пожелало идти дальше, поскольку соотношение сил было не в его пользу.

Заговор Кучковичей

Заговор Кучковичей

Проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, Андрей Боголюбский смог добавить к территории Владимирско-Суздальского княжества новые земли. Это произошло на востоке за счет Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также в Заволочье и на севере. Однако кризис власти стал заметен в 1172 году, во время второго похода на Булгарию, который не нашел поддержки среди муромско-рязанских князей.

Корни нпяженности следует искать в социальной сфере. Правление Боголюбского было подчеркнуто-аристократическим, сопровождалось мерами военного характера и серьезными расходами из казны. Это привело к нарастанию противоречий в отношениях с ростово-суздальским и владимирским боярством.

В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, организованного приближенным к нему боярским родом Кучковичей. Он был убит в ночь 29 июня 1174 г., в дворцовых покоях. Заговорщики (20 человек) выломали дверь и проникли в комнату, где отдыхал безоружный князь. Он оказал сопротивление, но был убит. Утром заговорщики разграбили казну и убили княжеского любимца. Описание этого исторического события, записанное очевидцем или со слов очевидцев, сохранилось в Киевской летописи.

Рассматривая преступление, следует принять во внимание такие факты:

  • Безоружность князя во время покушения. В феодальную эпоху заговоры были обычным делом, поэтому знатные люди были вооружены круглосуточно. Современные историки считают, что ключник князя был подкуплен и спрятал его меч вечером перед покушением.
  • Организация заговора боярами. Это опровергает версию, по которой Андрей Боголюбский к концу правления получал все меньше поддержки от народа. Наоборот, считается, что князь перестал пользоваться поддержкой бояр, которые активно боролись за власть. Причина негативного отношения с их стороны — борьба Андрея с вседозволенностью знати.
Читайте также:
Мифология Древней Греции: список и описание богов и богинь

Получив известие о гибели Боголюбова, простой народ восстал против участников заговора и лишил жизни многих из них. Если бы князь не пользовался поддержкой народа, вряд ли его смерть вызвала бы такую реакцию. Таким образом, заговор против князя — результат притеснения бояр с целью укрепления собственного самодержавия.

Мощи князя находятся в Успенском соборе города Владимир. В 1702 году его канонизировала Русская православная церковь. Память чтят 4 (19) июля.

Картинки (фото, рисунки)

Убийство Андрея Боголюбского. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Категории: Персоналии по алфавиту Великие князья владимирские Русские князья XII века Русские православные святые Канонизированные князья Убитые монархи Рюриковичи по алфавиту

На этой странице материал по темам:

Андрей юрьевич боголюбски достмженя

Андрей боголюбский достижения

Почему владимирский князь андрей боголюбскй не мог сконять голову

Древнерусская литература 12 века

Засмлуги всеволод большое гнездо

Материал с сайта

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

Внутренняя и внешняя политика

Кратко рассмотрим, что сделал Андрей Боголюбский во время своего правления:

  • внутренняя политика Андрея Боголюбского характеризуется ориентированностью на улучшение социально-экономического положения;
  • произошло ослабление Киева из-за переноса столицы и епископского престола;
  • значительные достижения в храмовом строительстве;
  • религиозные изменения – была осуществлена попытка канонизации нового святого – епископа Леонтия.

Политическая цель внешнего характера – Волжская Булгария.

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Интересные факты из жития Андрея Боголюбского

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

На герб княжества Андрей посадил такого же льва, какой был на гербе Иерусалима. Это не только дань традиции, но и прямое указание на духовную связь со святым местом и желание прославить Владимир как новый центр Земли.

Культурное наследие

К заслугам правления Андрея Боголюбского можно отнести не только меры по защите рубежей от кочевников и отстаивание независимости от внешних сил. Все, чем гордится владимирская земля, создано силой творческого духа древнего правителя. Это храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота, златоглавый Успенский собор, белокаменные палаты в Боголюбово.

Читайте также:
Открытия Марко Поло: биография, маршрут путешествия и его значение

Отношение к религии, мученическая смерть

У мощей святого Андрея не бывает суеты. Паломники, которые желают поклониться, ему, тихо ждут своей очереди. Здесь же, в Успенском соборе, почивает его сын Глеб. Согласно историческим источникам, он был отравлен. Однако многие считают, что Глеб вымолил свою смерть, предвидя кончину отца.

Подверглась реконструкции лестничная башня, в которой Боголюбову был нанесен роковой удар. В ней чувствуется необычная энергетика, которую не передать словами. Боголюбская икона Божией Матери является шедевром древнерусской живописи XII века. Она хранится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в специальных условиях (температура — 18 градусов, влажность — 50 процентов). Ежегодно специальная комиссия осматривает икону и оценивает ее состояние.

Андрей внес значительный вклад в историю Руси. В эпоху его правления Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества, а впоследствии стало ядром российского государства.

Андрей Юрьевич Боголюбский

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на бесспорно высокую оценку личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать немало сомнений по поводу родословной князя. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Для этого достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако при этом не стоит забывать и о всегдашнем стремлении правителей всех рангов к заключению полезных «государственных» браков. Эти рациональные союзы строились не по любви, а по расчету, и часто давали возможность значительно укрепить государство или отдельное княжество.

Информация о родословной князя

В прежние времена противиться такому выгодному союзу молодые не смели. Поэтому упрекать князей или монархов в «нечистоте» крови не имеет никакого смысла. Вернемся к Боголюбскому, в жилах которого также текла смешанная кровь. Прапрабабушкой великого князя была жена Ярослава Мудрого, шведка Ингигерд. Прабабушка князя, жена Всеволода Ярославича по своему происхождению была дочерью греческого монарха. Бабушка первого великоросского князя была дочерью Харальда Гида, короля англо-саксов. Его дедом был великий Владимир Мономах, кровь в жилах которого была наполовину греческой.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Самыми близкими родственниками Боголюбского, его отцом и матерью были Юрий Долгорукий и дочь половецкого хана Аепы. Князь Юрий Долгорукий тоже не мог похвастаться чисто русской кровью, на 50% она состояла из англо-саксонской. Подобное «гремучее» смешение кровей не могло не отразиться на внешности Андрея Боголюбского. Скульптура Михаила Герасимова, изображающая князя, дает достаточно четкое представление о его корнях. Она не может претендовать на истину в первой инстанции, но ярко выраженные скулы Боголюбского и его «монгольское веко» говорит о многом. При этом Герасимов и сам не скрывал, что во время работы над скульптурой он много думал о том, как смешение кровей могло бы отразиться на внешности князя. Ученый называл ярко-выраженные черты внешности Боголюбского плодом своего художественного воображения, основанного на глубоком осмыслении научного материала.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Стоит сказать, что происхождение Боголюбского было самым что ни на есть интернациональным. Но это нисколько не помешало ему стать выдающимся русским правителем, вознесшим Владимиро-Суздальское владение на необыкновенную высоту. Боголюбский постарался на славу – во времена его правления весь привычный порядок был просто опрокинут. Киевское старшинство кануло в Лету. Инициатором таких революционных действий был сам великий князь, отличавшийся недюжинным умом и таким же властолюбием.

Для многих наших соотечественников роль Андрея Боголюбского в русской истории бесценна. Выдающиеся скулы, раскосые глаза, малое количество русской крови нисколько не помешали этому государственному деятелю быть по-настоящему русским человеком, патриотом и гражданином своей страны.

Как была перенесена русская столица

Среди русских князей Боголюбский был первым, кто совсем не тянулся к «золотому» киевскому престолу. Ему хотелось властвовать там, где он появился на свет, и Андрей преуспел в этом. Историки говорят, что Андрей родился в 1110 году, ранее детство провел в Ростово-Суздальской земле. К этим местам он всегда относился с невероятной теплотой и нежностью, считал их своей родиной. Когда Андрею было 45 лет, его отец, Юрий Долгорукий, посадил сына на княжеский стол в Вышгород, находившийся под Киевом. Боголюбский не мог противиться отцовской воле, отправился в Вышгород.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Очень скоро он понял, что сделал большую ошибку. Жизнь в Южной Руси совсем не привлекала его, богатое южное княжество казалось чужим и постылым. Андрей ослушался грозного отца, вернулся на родину. Из Вышгорода он уехал вместе с чудотворной иконой Святой Богородицы, которая была привезена под Киев из Константинополя.

Есть легенда, касающаяся этой чудотворной. Когда Андрей прибыл на родину из южных краев, ему приснился вещий сон. Князю привиделась сама Богородица, повелевшая правителю найти место для иконы в городке Владимир-на-Клязьме. Сновидец в точности выполнил указание Божьей матери. Вещий сон оказал большое впечатление на князя. На том месте, где случилось видение, князь впоследствии выстроил город Боголюбов. Именно этот городок стал его резиденцией. После и самого Андрея стали называть Боголюбским.

Читайте также:
Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Через два года скончался отец Андрея, Юрий Долгорукий. Боголюбский решил, что настало время для перенесения столицы отчего княжества. Так стольным градом вместо Суздаля стал Владимир, город, выстроенный великим дедом Андрея – Мономахом.

Андрей справедливо полагал, что новая столица должна быть самым прекрасным русским городом. Стараниями этого князя во Владимире были возведены постройки необыкновенной красоты. Две из них сохранились до нашего времени. Это Золотые ворота города, Успенский собор. Неподвластным времени оказалось и другое здание. Его называют настоящим чудом древнерусской архитектуры. Это храм Покрова-на-Нерли, расположенный недалеко от города Владимира. В настоящее время здание внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Андрей Юрьевич Боголюбский

При жизни Боголюбский пользовался на Руси непререкаемым авторитетом. Он был настоящим диктатором, воля которого исполнялась и в далеком Киеве, и в близком Новгороде. Период правления Андрея Боголюбского как великого князя составил всего 18 лет. За этот не такой уж долгий срок он превратил Владимиро-Суздальское княжество в новый политический центр древнерусского государства. Именно этот центр в будущем стал настоящим ядром, вокруг которого собрались и сплотились потомки восточнославянских племен в единую нацию великороссов.

Наши современники давно привыкли к тому, что главой Русской церкви является Московский патриарх. Такой порядок был не всегда, было время, когда во главе нашей церкви стоял Киевский митрополит. Это положение дел не устраивало многих русских князей. Великороссы нуждались в собственном митрополите. Эта мысль часто посещала Андрея Боголюбского. Князь прекрасно понимал, кто из церковников может возглавить русскую церковь. Ростовский епископ Федор был лучшей кандидатурой на данный пост, он был любимцем великого князя Андрея.

Но у Киевского митрополита на этот счет имелось собственное мнение, он не хотел утратить сферу своего влияния, отказывался благословить Федора. Между митрополитом и епископом начались нешуточные разногласия. Оскорбленный Федор, лишенный благословения, перестал подчиняться Киевскому митрополиту. Ростовский епископ выступил перед великороссийской паствой как независимый владыка.

Все это привело прихожан в великое смятение. Даже простолюдины, несмотря на неграмотность, были прекрасно осведомлены о церковной иерархии, знали, что Федор нарушает главные постулаты веры. Народ не поддержал бунтаря-епископа, не хотел повиноваться ему. Тогда Федор решил силой добиться покорности от паствы. Под его карающую руку попали многие священники, монахи, обыкновенные прихожане. Епископ приказал своим подручным подвергать непослушную паству страшным мучениям. Непокорным людям рубили головы, отрезали языки, выжигали глаза, рвали бороды.

Боголюбский долго не обращал внимания на действия своего любимца. Но когда бунт в княжестве стал выходить из-под контроля, ему пришлось предпринять решительные действия. Надо сказать, что в этом случае Боголюбский вел себя достаточно лицемерно. Именно он втянул Федора в борьбу за церковную власть. А когда епископу понадобилась поддержка, князь покинул его на произвол судьбы.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Только прямое вмешательство Боголюбского остановило бесчинство непризнанного «митрополита». Он принес своего любимца в жертву, выдал его Киевскому митрополиту. Глава русской церкви поступил с Федором точно так же, как тот поступал со своей паствой. Епископу отрубили правую руку, выкололи глаза, вырвали язык. Киевский митрополит одержал победу над епископом, но она не принесла ему ни покоя, ни умиротворения. Ученые утверждают, что исторические события повторяются, история идет по виткам. Борьба церковников за высшую власть не прекращается. Прошло несколько веков, и теперь уже Украинская церковь стремится вырваться из-под власти Московской патриархии.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Andrej-Bogolyubskij

Биография Андрея Боголюбского

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.

Zolotye-vorota-vo-Vladimire

Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

Читайте также:
Глобализация современного мира: признаки и предпосылки, преимущества и недостатки, способствующие факторы

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Rekonstruktsiya-zamka-Andreya-Bogolyubskogo

Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Andrej-Bogolyubskij-na-otkrytke

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.

Andrej-Bogolyubskij

Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.

Sobor-Rozhdestva-Bogoroditsy

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Читайте также:
Внутренняя и внешняя политика Александра 1: исторический портрет

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

Andrej-Bogolyubskij-Ubienie

Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

История России

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 – 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Читайте также:
Краткая биография Галилео Галилея: родина, основные факты жизни и деятельности

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
исторический портрет

Князь Андрей Боголюбский, реконструкция по черепу М. Герасимова

Князь Андрей Боголюбский — один из сыновей Юрия Долгорукого, после смерти отца перенёсший столицу во Владимир и существенно усиливший Владимиро-Суздальское княжество, впоследствии ставшее основой для Московского царства.

Во время правления отца, Юрия Долгорукого, помогал ему в борьбе за владение Киевом. После смерти Долгорукого в 1157 году Киев был занят Изяславом Давыдовичем, представителем черниговских Давыдовичей, Андрей же унаследовал титул Великого князя и продолжил развивать Владимир.

Во внутренней политике стремился ограничить боярство и централизировать княжескую власть, имеющие права наследования родственники (мачеха, братья и племянники) были изгнаны.

Во внешней политике князь с переменным успехом конфликтовал с Новгородом, совершал походы против волжских булгар. Крупной победой окончился поход на Киев в 1169 году — город был взят штурмом, войска Боголюбского вывезли святыни из храмов и множество пленных, а править городом был посажен его брат Глеб. Повторно разгоревшийся в 1173 году конфликт окончился для князя неудачно — во время осады Андреем Вышгорода его войска были разбиты противниками.

Конфликты властолюбивого князя с боярами и такое крупное поражение стали поводом для организации заговора, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. После его смерти братья и племянники развязали междоусобную войну в Северо-Восточной Руси (1174—1177).

Правление Андрея Боголюбского

Краткая характеристика внутренней политики

Во внутренней политике князь сконцентрировал внимание на укреплении и развитии Владимиро-Суздальского княжества, а также на централизации власти — он стремился воспользоваться сложившейся в его землях ситуацией для установления единоличного контроля над всеми политическими процессами, что стало предвестником формирования самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков.

За время правления Боголюбский организовал масштабное строительство в своём княжестве — церкви, соборы, а также княжеский замок-дворец неподалёку от Владимира, в Боголюбове. Надеясь обособиться от южной Руси не только политически, но и религиозно, князь пытался организовать отдельную от Киева митрополию, однако потерпел неудачу.

Общая схема основных событий внутренней политики Андрея Боголюбского

Усиление власти князя

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году в Суздальской земле состоялись «выборы» нового князя. Присутствовавшие представители из Ростова, Суздаля, Владимира и Переяславя-Залесского разорвали разорвали ряд с Юрием, а духовенство освободило их от присяги. Изначально князя поддерживали как отцовские бояре (часть из которых изначально не одобряла стремление Долгорукого переехать в Киев, а часть была вынуждена вернуться из столицы после начавшихся в связи со смертью Юрия погромов), так и духовенство — Боголюбский с самого начала обоснования в княжестве стал оказывать идеологическую и финансовую помощь церкви. Местное купечество также выступило за кандидатуру Андрея — развитие Суздальской земли позволяло им увеличивать своё благосостояние и диктовать конкурентам более жёсткие условия.

Стремясь предотвратить развитие междоусобиц в самом начале своего правления, Боголюбский изгнал из княжества сначала свою мачеху и её сыновей. Затем, очевидно встретив сопротивление собственным желаниям, в изгнание отправились и «передние мужи» (т.е. бояре) Долгорукого. Главной политической силой, на которую опирался новый великий князь стали церковь и его дружинники, получавшие щедрые вознаграждения за службу, а также горожане (ремесленники и торговцы). Спустя годы, когда Боголюбский уже крепко сидел на Владимиро-Суздальском столе, некоторые из братьев вернулись и служили Андрею во время его военных кампаний против Киева и Новгорода.

Строительство

Ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, Андрей принимал участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).

В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, там отстроили Золотые Ворота, также же были воздвигнуты Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.

Строительство собора было делом международного значения: летопись зафиксировала, что князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Глава Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Отдельно стоит отметить построенную княжескую загородную резиденцию с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли, в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и мн. др [1] Православная энциклопедия .

Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Учитывая сложившуюся ко времени правления князя Андрея независимость княжеств от Киева, в данной статье ко внешней политике отнесены не только походы князя против волжских булгар, но и конфликты с другими представителями дома рюриковичей, а также политика князя по отношению к Новгороду.

Читайте также:
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы

Направления внешнеполитических акций князя совпадали с его отцом и предшественником, Юрием Долгоруким, однако Боголюбский стремился раширять влияние без переноса центра управления.

Взятие Киева в 1169 году и последующий отказ Андрея Юрьевича переехать по давней традиции в главный город династии Рюриковичей стал окончательным оформлением феодальной раздробленности Киевской Руси.

Карта с направлениями внешней политики Андрея Боголюбского

Таблица «основные события внешней политики Андрея Боголюбского»

1064 – поход на волжских булгар

1069 – поход на Киев

1070 – осада Новгорода

Заговор и убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к созданию заговора против князя. По разным версиям к заговору могла быть причастна одна из жён Андрея [2] Некоторые источники упоминают, что женой князя была
булгарка и она могла мстить за разорительные походы
Боголюбского в Волжскую Булгарию, други утверждают,
что женатый на дочери убитого по приказу его отца
боярина Кучки, Андрей стал жертвой мести .

Согласно Ипатьевской летописи, местом убийства князя стал замок в Боголюбово. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года заговорщики попытались войти в спальню Боголюбского, однако она была заперта. Над постелью князя обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли Боголюбскому множество ранений. Он потерял сознание, позже очнулся и попытался спрятаться. Заговорщики нашли его и закончили своё дело.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011

Итоги и результаты правления

  • Столица княжества перенесена во Владимир-на-Клязьме
  • По инициативе князя было организовано строительство церквей, монастырей и храмов, княжеская резиденция в Боголюбове и другие проекты.
  • Принимал активное участие в жизни православной церкви, учреждал праздники в честь святых, попытка организовать независимую метрополию во Владимире провалилась.
  • Одним из первых русских князей Боголюбский начал формировать самодержавный принцип управления.
  • Продолжается борьба с Волжской Булгарией и расширение влияния Руси на северо-восточном направлении.
  • Приобретённое в результате успешной осады 1169 года влияние на Киев было утрачено в конце правления.
  • Новгород принужден к союзу с Владимиро-Суздальским княжеством.
  • Владимиро-Суздальское княжество окрепло и стало одним из сильнейших регионов своего времени.
  • Накопившиеся противоречия с боярами привели к заговору против князя и его убийству.
  • После смерти Боголюбского между его племянниками и братьями началась междоусобица.

Семья и личная жизнь

В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 году была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила шестерых детей.

  • Изяслав — участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
  • Мстислав — умер 28 марта 1173 года.
  • Юрий — князь Новгородский в 1173—1175 годах, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер около 1190 года.
  • Ростислава — замужем за Святославом Вщижским.

Северо-Восточная Русь после Андрея Боголюбского

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву. Между собой сражались его племянники от старшего брата Мстислав и Ярополк Ростиславичи, с одной стороны, и его младшие братья Михаил и Всеволод, с другой. Ростиславичей поддерживали ростово-суздальское боярство, а также их смоленские и рязанские родственники. Юрьевичей поддерживали новые ремесленные города юго-западной части княжества, сохранившие верность присяге, данной Юрию Долгорукому относительно его преемников, а также Святослав Всеволодович черниговский, соперник смоленских князей в борьбе за Киев.

В итоге противостояния Мстислав и Ярополк проиграли и были ослеплены по приказу Всеволода, продолжившего укрепление Владимиро-Суздальского княжества, а также усилившего единоличную власть князя во время своего правления.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, портрет из царского титулярника

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Андрея Боголюбского оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины и фильмы, посвященных князю.

Андрей Боголюбский – краткая биография и характеристика правления

Князь Андрей Боголюбский (1111−1174) — один из видных деятелей Древней Руси, который внес значительный вклад в судьбу страны. Правитель перенес политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который впоследствии стал новой столицей. Краткая биография Андрея Боголюбского познакомит с одним из непростых этапов в жизни русского государства.

  • Жизнь и деятельность князя
  • Потомки Андрея Боголюбского
  • Интересные факты
  • Культурное наследие

Происхождение и правление Андрея Юрьевича Боголюбского

Жизнь и деятельность князя

Будущий великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский родился предположительно в 1110—1111 году в Ростово-Сульзальской земле (северо-восток Руси). Его матерью была половецкая княжна, любимая дочь хана Аепы. Отец — Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. О годах детства и юности князя известно мало. Согласно сохранившейся информации, он получил достойноное образование и хорошее воспитание.

Кроме того, Андрей смог прославиться, сопровождая отца в битвах и походах, посвященных единственной цели — борьбе за главный древнерусский престол. В 1146 году вместе с братом Ростиславом он изгнал из Рязани князя Ростислава Ярославовича, который сбежал к половцам. В 1149, когда Юрий Долгорукий занял Киев, он получил во владение Вышгород, проявил доблесть при взятии Луцка, осаде Чернигова.

Читайте также:
Определение социальной группы приписных крестьян, прикреплённых к заводам и мануфактурам России 17-19 веков

Историки до сих пор спорят, почему Андрею достался во владение именно Вышгород, который не был примечательным городом. Дело в том, что отец собирался сделать сына приемником после кончины, и потому держал его поближе к себе.

Происхождение прозвища

 Краткая биография, военные заслуги

Вопреки мнению отца в 1155 году Андрей направился во Владимир-на-Клязьме. С собой из городского монастыря он взял икону Богородицы, привезенной из Царьграда и писаной святым евангелистом Лукою. Святыня охранялась, и славилась своими чудодейственными свойствами. Однако правитель сумел подговорить священника, похитил ее и сбежал из города.

По дороге ему приснилась Богородица, которая просила оставить икону во Владимире. Правитель так и поступил, а на месте, где было ему видение, основал каменный город Боголюбов (ныне — поселок Боголюбово в двух километрах от Владимира). Здесь в большом замке долгое время находилась его резиденция.

Правление и религия

Святой Андрей Боголюбский

В 1157 году, после смерти отца, князь стал «самовластцем Суздальской земли». Он отказался переезжать в Киев, и, несмотря на заведенный обычай, остался во Владимире. Город стал новой столицей государства. В годы правления Боголюбский подчинил себе многие земли и завоевал политическое влияние на северо-востоке страны. Как и все князья феодальной эпохи, он старался возвысить собственное княжество и подчинить остальные.

Основная характеристика правления князя — стремление к независимости от влияния других стран. В религии он создавал культ Богородицы, в честь которой были построены храмы во Владимире, Киеве, Новгороде. Кроме того, и Византии было получено разрешение перенести ростовскую епархию во Владимир. Во время правления Боголюбского были установлены религиозные праздники Покрова (1 октября по старому стилю) и Спаса (1 августа).

Военные успехи

Летописцы отмечают отличные воинские качества князя. На его счету были и успехи, и поражения, но во всех битвах Боголюбский проявлял отвагу. В стремлении создать крепкое и сильное княжество он участвовал в таких сражениях:

Жизнь и деятельность князя

  • Поход на Киев. Город был взят штурмом 8.03.1169 г. Цель победы — подвергнуть город разорению и ослабить его влияние, Править здесь князь не желал и посадил на престол брата Глеба. После убийства Глеба в 1771 году трон перешел Роману Смоленскому, от которого Боголюбский потребовал выдать причастных к убийству брата бояр. Получив отказ, он снова пошел на Киев.
  • После решения проблемы Киева, Боголюбский отправился в поход на Новгород, но проиграл сражение городскому войску (25 февраля 1770 г). Не сдавшись, он перекрыл доставку зерна в город. Опасаясь голода, жители города признали власть Боголюбского.
  • Походы против волжских булгар (внешнего врага) предпринимались с 1164 года. В ходе первого из них Андрей вместе с дружиной смог сжечь 3 крупных города и взять Бряхимов (Ибрагимов). Зимой 1171 года во время второго похода княжеские дружины ждали подмоги бояр в месте впадения Оки в Волгу. Однако те так и не явились, сославшись на неподходящее время года. В действительности, игнорирование приказа о сборе свидетельствовало в напряжении в отношениях правителя и знати. Войска все-таки вошли на землю булгар и начали грабежи. Булгары выступили против, и княжеское войско не пожелало идти дальше, поскольку соотношение сил было не в его пользу.

Заговор Кучковичей

Заговор Кучковичей

Проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, Андрей Боголюбский смог добавить к территории Владимирско-Суздальского княжества новые земли. Это произошло на востоке за счет Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также в Заволочье и на севере. Однако кризис власти стал заметен в 1172 году, во время второго похода на Булгарию, который не нашел поддержки среди муромско-рязанских князей.

Корни нпяженности следует искать в социальной сфере. Правление Боголюбского было подчеркнуто-аристократическим, сопровождалось мерами военного характера и серьезными расходами из казны. Это привело к нарастанию противоречий в отношениях с ростово-суздальским и владимирским боярством.

В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, организованного приближенным к нему боярским родом Кучковичей. Он был убит в ночь 29 июня 1174 г., в дворцовых покоях. Заговорщики (20 человек) выломали дверь и проникли в комнату, где отдыхал безоружный князь. Он оказал сопротивление, но был убит. Утром заговорщики разграбили казну и убили княжеского любимца. Описание этого исторического события, записанное очевидцем или со слов очевидцев, сохранилось в Киевской летописи.

Рассматривая преступление, следует принять во внимание такие факты:

  • Безоружность князя во время покушения. В феодальную эпоху заговор был обычным делом, поэтому знатные люди были вооружены круглосуточно. Современные историки считают, что ключник князя был подкуплен и спрятал его меч вечером перед покушением.
  • Организация заговора боярами. Это опровергает версию, по которой Андрей Боголюбский к концу правления получал все меньше поддержки от народа. Наоборот, считается, что князь перестал пользоваться поддержкой бояр, которые активно боролись за власть. Причина негативного отношения с их стороны — борьба Андрея с вседозволенностью знати.

Получив известие о гибели Боголюбова, простой народ восстал против участников заговора и лишил жизни многих из них. Если бы князь не пользовался поддержкой народа, вряд ли его смерть вызвала бы такую реакцию. Таким образом, заговор против князя — результат притеснения бояр с целью укрепления собственного самодержавия.

Мощи князя находятся в Успенском соборе города Владимир. В 1702 году его канонизировала Русская православная церковь. Память чтят 4 (19) июля.

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

Читайте также:
Значение слова вассал, особая связь и отношения между слугой и сеньором, несение повинности за надел

Потомки, культурное наследие

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

Потомки Андрея Боголюбского

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Интересные факты из жития Андрея Боголюбского

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

На герб княжества Андрей посадил такого же льва, какой был на гербе Иерусалима. Это не только дань традиции, но и прямое указание на духовную связь со святым местом и желание прославить Владимир как новый центр Земли.

Культурное наследие

К заслугам правления Андрея Боголюбского можно отнести не только меры по защите рубежей от кочевников и отстаивание независимости от внешних сил. Все, чем гордится владимирская земля, создано силой творческого духа древнего правителя. Это храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота, златоглавый Успенский собор, белокаменные палаты в Боголюбово.

Отношение к религии, мученическая смерть

У мощей святого Андрея не бывает суеты. Паломники, которые желают поклониться, ему, тихо ждут своей очереди. Здесь же, в Успенском соборе, почивает его сын Глеб. Согласно историческим источникам, он был отравлен. Однако многие считают, что Глеб вымолил свою смерть, предвидя кончину отца.

Подверглась реконструкции лестничная башня, в которой Боголюбову был нанесен роковой удар. В ней чувствуется необычная энергетика, которую не передать словами. Боголюбская икона Божией Матери является шедевром древнерусской живописи XII века. Она хранится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в специальных условиях (температура — 18 градусов, влажность — 50 процентов). Ежегодно специальная комиссия осматривает икону и оценивает ее состояние.

Андрей внес значительный вклад в историю Руси. В эпоху его правления Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества, а впоследствии стало ядром российского государства.

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Читайте также:
Абсолютная монархия — это безграничная власть, её черты и особенности в России и Европе

Почему получил прозвище “Боголюбский”

князь Андрей Боголюбский

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

крта Владимиро-Суздальского княжества

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: