Повесть Гоголя Невский проспект, краткое содержание произведения и особенность творчества писателя

Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях часто воспевал влюбленных, тонко чувствующих людей, и обличал всевозможные пороки: ложь, алчность, жестокосердие… Не стала исключением и его повесть «Невский проспект», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.

Жанр и направление

Жанровая разновидность произведения «Невский проспект» — повесть. Есть одна основная сюжетная линия, в ней задействованы немногие герои, объем книги и размах событий тоже соответствуют характеристике повести.

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Читайте также:
Краткая биография Шолохова; интересные факты жизни писателя; основные даты

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои повести «невский проспект» характеристика
петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.

Тематика произведения «Невский проспект» до боли знакома каждому городскому жителю:

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблемы

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.
Читайте также:
Краткое содержание «Денискиных рассказов»: читать пересказ лучших рассказов онлайн

Главная мысль

Смысл повести «Невский проспект» — обличение двуличия Петербурга и людей, живущих в нем. За внешним лоском кроется пустота, за красотой — порок, за приветливостью — равнодушие. Петербург красив и весел, но бесконечно холоден по отношению к людям, как и они сами по отношению друг к другу.

Автор со страниц произведения показывает две стороны одного города, два характера, словно желая своим рассказом предостеречь читателя от ошибок. Не стоит доверять миражу, не стоит гнаться за фантомом. Любая красота может быть обманчива, и жертвой этой красоты может стать любой маленький человек. Для борьбы с несовершенством мира нужна сила воли, и если ее нет, не стоит и пытаться. Мотылек, летящий на пламя, обречен. И все же даже такой обреченный на неудачу полет гораздо содержательнее, чем тупое самодовольство ничтожного Пирогова. Такова основная идея повести «Невский проспект».

Чему учит?

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Критика

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

В. Г. Белинский писал: «. .. Пирогов! .. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! .. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек! » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Художественное своеобразие творчество Гоголя ярко проявилось в повести «Невский проспект»:

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… (К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую» (А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

Невский проспект

Микропересказ : Художник влюбляется в брюнетку, узнаёт, что она проститутка и, разочаро­вавшись, убивает себя. Его приятель поручик встречает блондинку, пытается её соблазнить, но её муж расправляется с ним.

Деление на главы — условное.

Жизнь Невского проспекта

Невский проспект — единственное место в Петербурге, куда люди приходят не для дела, а для праздного гуляния. С утра проспект заполняется рабочим людом и служит не целью, а только средством. С полудня на проспекте появляются няньки, гувернёры и гувернантки всех национальностей со своими питомцами.

К двум часам дня их вытесняют солидные господа и дамы, показывающие свои обновки. С четырёх часов Невский проспект снова пустеет, но когда зажигаются фонари, его заполняет молодёжь и те, кто причисляет себя к молодёжи.

Читайте также:
Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Именно в это время на проспекте появились два приятеля — художник и поручик. Они пришли пофлиртовать с девушками. Вскоре художник увидел красавицу-брюнетку, а поручик — хорошенькую блондинку. Оба немедленно устремились за ними.

Художник и проститутка

Художник Пискарёв шёл за прекрасной незнакомкой до её дома.

Пискарёв — художник, добрый, застенчивый, тихий, беспечный, по-детски простодушный и рассеянный романтик, беден и талантлив.

У самого крыльца она обернулась и пригласила его войти.

…он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, ещё дышащий неопределённою духовною потребностью любви.

Войдя вслед за незнакомкой в комнату, Пискарёв сразу понял, что попал в «обитель разврата», где девушка продавала себя. Незнакомка, которой было не больше семнадцати, заговорила с художником настолько вульгарно, что он не выдержал и побыстрее покинул этот дом.

Вернувшись в свою комнату, Пискарёв долго думал о красавице и жалел её. Он успел задремать, когда в дверь вошёл лакей в богатой ливрее и заявил, что художника приглашает к себе дама, которую он сегодня проводил домой.

Лакей отвёз удивлённого Пискарёва в роскошный особняк, полный важных гостей. Королевой этого бала была прекрасная незнакомка. Она попыталась уединиться с Пискарёвым и рассказать ему свою тайну, но гости в орденах разлучили их. Пискарёв искал незнакомку в толпе, пока не проснулся в своей бедной комнате.

Поняв, что это был только сон, художник попытался снова уснуть, но незнакомка ему не явилась. Несколько ночей подряд Пискарёв безрезультатно пытался увидеть её во сне. Сновидения стали важной частью его жизни, это расстроило нервы художника, и у него началась бессонница.

Тогда Пискарёв отправился к знакомому персиянину, владельцу магазина шалей, пообещал написать для него картину и получил взамен немного опиума. Зелье помогло, Пискарёв видел свою красавицу в самых разных обличиях. Особенно нравился художнику сон, где она была его женой и музой.

Приёмы опиума ещё более раскалили его мысли, и если был когда-нибудь влюблённый до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он.

Проснувшись однажды, Пискарёв решил жениться на свой возлюбленной, несмотря на её профессию. Он отправился к девушке и предложил ей начать новую жизнь, бедную, но честную, жить и трудиться друг для друга. Девушка возмутилась и заявила, что работать не собирается.

Пискарёв покинул её и целые сутки где-то пропадал, а потом заперся в своей комнате. Через четыре дня комнату вскрыли и нашли художника мёртвым — он перерезал себе горло бритвой.

Поручик и жена жестянщика

Поручик Пирогов на похороны художника не пришёл, он был слишком занят хорошенькой блондинкой.

Пирогов — поручик, наглый, самодовольный и напористый карьерист с высоким самомнением, ограниченный и пошлый.

Поручик относился к более-менее образованным молодым людям среднего класса, которые ухаживают за бледными петербургскими барышнями и, дослужившись до полковника, женятся на купеческих дочерях. Пирогов очень гордился своим званием, постоянно напоминал всем, что он поручик, и считал, что ни одна девица не устоит перед его мундиром.

Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматри­ваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было бы бесконечно.

Блондинка, которую преследовал Пирогов, привела его в квартиру немца-ремесленника, жестянщика Шиллера.

Шиллер — жестянщик, немец, педантичный и экономный флегматик.

В этот момент пьяный жестянщик умолял своего не менее пьяного друга отрезать ему нос, который вынюхивал слишком много табака и разорял своего хозяина. Неожиданное появление Пирогова спасло нос Шиллера, но жестянщику не понравилось, что ему помешал непрошеный гость, и он выгнал поручика, несмотря на его офицерское звание.

Утром Пирогов явился в мастерскую Шиллера и узнал, что хорошенькая блондинка — жена жестянщика. Это поручика не остановило. Он заказал у Шиллера новые шпоры, хотя тот заломил за них несусветную цену и выставил огромный срок.

Каждый день Пирогов приходил в мастерскую, справлялся, как идёт работа, и ухлёстывал за блондинкой. Однако немка оказалась очень глупой и не понимала, чего от неё добивается поручик. К тому же глупость не мешала ей оставаться верной женой.

Наконец, шпоры были готовы и оказались так хороши, что Пирогов заказал ещё и оправу для кинжала. Шиллер был истинным немцем, скрупулёзно аккуратным, педантичным и экономным, однако даже в этом флегматике поступки поручика разбудили что-то вроде ревности, но придумать, как отделаться от Пирогова, он не мог.

Читайте также:
Описание героев и краткое содержание каждой главы книги Алые паруса

Пирогов же потерял терпение. У глупой блондинки он узнал, что её мужа не бывает дома по воскресеньям, явился к ней в этот день и накинулся с поцелуями. В этот момент в дом ввалился Шиллер со своими друзьями и поступил с поручиком так «грубо и невежливо», что рассказчик не нашёл слов, чтобы описать это печальное событие.

Негодующий Пирогов собирался пожаловаться генералу и послать письменные жалобы во все возможные инстанции, но по дороге домой прогулялся по Невскому проспекту, решил, что беспокоить генерала не стоит, и отправился на вечеринку.

Предосте­режения рассказчика

Рассказчик поражён, как «непостижимо играет с нами судьба наша». Человек никогда не получает того, чего больше всего желает и к чему подготовлен самой судьбой. Он призывает не верить Невскому проспекту, на котором происходят столь странные события, и считает очень опасным заглядывать под шляпки хорошеньким барышням.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Невский проспект» Н. В. Гоголь Кратко

Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Невский проспект» Краткое содержание

Невский проспект – это повесть, входящая в «Петербургский цикл» Гоголя. Кроме этой повести, в цикл входят произведения «Портрет», «Шинель», «Нос». Где-то есть комизм, а где-то трагизм. А Невский проспект – произведение, где заметно смешение трагизма с комизмом.

Очень краткий пересказ повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

События разворачиваются в Петербурге, и всё начинается с Невского проспекта. Именно здесь вечером поспорили два приятеля, поручик Пирогов и художник Пискарев. После спора они разошлись в разные стороны. Читатель узнаёт о том, насколько разными оказались злоключения Пискарева и Пирогова: художник в итоге покончил с собой, а поручик сумел пережить унижение и сохранить бодрость духа.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Главные герои «Невского проспекта»:

  • Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
  • Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.

Второстепенные персонажи повести «Невский проспект»:

  • Шиллер – немец-жестянщик, муж блондинки. Его реальный предшественник – поляк Ф.В. Булгарин (он же Фиглярин, ФаддейВыжигин).
  • Гофман – сапожник-немец, друг Шиллера. Реальный предшественник – немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (также эту газету презрительно называли Скверная пчела).
  • Блондинка – жена Шиллера, глуповатая немка (а как говорится, все блондинки – глупышки).
  • Брюнетка –проститутка, осознанно выбравшая путь праздности и разврата.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» по главам

Глава 1

Здесь описывается главная улица Петербурга в разное время: утром, днём, вечером. После рассказа о том, каких людей можно встретить до двух часов пополудни, неожиданно начинается подвох: Гоголь непринуждённо рассказывает об усах и бакенбардах. Эти части тела превращаются в нечто самостоятельное, и получается реальный персонаж (именно так получилось в повести «Нос», где главный герой Ковалёв остался без носа, а затем увидел его в чиновничьем мундире, живого и говорящего).

В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.

Глава 2

Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.

Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал. Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу. Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.

Читайте также:
Что называется строфой в литературе, сколько строк в различных строфах, вид онегинской строфы

Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница. Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.

И тогда молодой человек, обезумевший от любви к красавице,решил во что бы то ни стало спасти любимую от падения в бездну разврата, и отправился в бордель. Однако там реальность обрушилась на художника Пискарева с неумолимостью многотонного пресса. Проститутка наотрез отказалась работать, ей куда больше нравилась привычная жизнь, полная «пустоты и разврата». Вернувшись в свою квартиру, Пискарев заперся в комнате и покончил с собой. Похоронили художника на Охте – месте, где хоронят самоубийц.

Глава 3

Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.

Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку. И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки. Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.

Пирогов был ужасно разгневан, и хотел нажаловаться генералу на немцев-ремесленников. Однако, посетив кондитерскую и почитав газету «Северная пчела», поручик несколько поостыл, а после прогулки по Невскому проспекту окончательно успокоился и решил побывать на званом вечере.

Глава 4

Здесь Гоголь рассуждает о двух совершенно разных событиях, и делает финальный вывод: Невский проспект «лжёт во всякое время» – и утром, и днём, и особенно вечером.

Кратко об истории создания повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Замысел повести появился ещё в 1831 году, когда Гоголь побывал в Петербурге и сделал несколько зарисовок. По мнению специалистов, именно из этих зарисовок постепенно сформировалась повесть, показывающая северную столицу Российской Империи с обеих сторон: комической и ужасной.

Интересно, что именно в черновом варианте, забракованном цензурой, скрывается ответ на вопрос, что именно случилось с Пироговым, когда он попытался соблазнить немку и столкнулся с её разгневанным пьяным мужем, а также двумя другими ремесленниками. Оказывается, Пирогова высекли.

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». В повести автор показывает особенности и нравы Петербурга, сатирически разоблачает человеческие пороки. В центре сюжета трагическая фигура художника и комическая — поручика, их влюблённость с неудавшимся финалом в двух незнакомок. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвящённых северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятелей), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик пытается завести роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощёным петербургским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Читайте также:
Антитеза как художественный прием в литературе: что это, пример из стихотворений

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

для самых нетерпеливых –

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окружённый тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальшь и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя анализ повести «Невский проспект», следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Композиция повести весьма традиционна и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой сопоставление поведения двух героев в похожих условиях: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и её отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарёва;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором всё эфемерно и лживо.

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению критический реализм.

«Невский проспект» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь написал в 1833–1834 годах . Впервые она была опубликована в 1835 году .

Это произведение вошло в цикл «Петербургские повести».

Главные герои повести

  • Пискарёв — молодой, романтически настроенный художник, робкий и застенчивый, с чистой душой и высокими помыслами.
  • Пирогов — поручик, пошлый человек, цель которого — удовольствия.

Другие персонажи

  • Шиллер — жестяных дел мастер, гордится, что он швабский немец. Пьянствует строго по воскресеньям.

Незнакомки:

  • Брюнетка — красивая молоденькая девушка из дома терпимости.
  • Блондинка — хорошенькая жена жестянщика.

Приятели Шиллера:

Очень краткое содержание для читательского дневника

Приятели, художник Пискарёв и поручик Пирогов, увидели на Невском проспекте двух хорошеньких незнакомок. Пискарёв пошёл за брюнеткой, поразившей его красотой, чтобы только узнать, где живёт эта красавица с божественными чертами. А Пирогов бросился за блондинкой.

Заметив, что за ней идёт молодой человек, брюнетка улыбнулась ему и дала знак идти за ней в квартиру четырёхэтажного дома. Оказавшись там, художник увидел женщин, которые нагло смотрели на него. По всем приметам это было гнездо разврата, и ошарашенный Пирогов бросился со всех ног из квартиры.

Дома он увидел сон, будто эта девушка — прекрасная дама, блистающая в светском обществе. Сон прервался, и художник очень хотел, чтобы он приснился снова. С тех пор Пискарёв по-настоящему жил только во сне, где он видел незнакомку.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина "К Чаадаеву": размер, сюжет, настроение

Художник решил, что спасёт красавицу из гнезда разврата. Он явился к ней и сделал предложение, сказав, что они не будут иметь недостатка в средствах, если они будут трудиться. Девушка с презрением ответила, что не желает заниматься шитьём и рукоделием. Художник в расстроенных чувствах пришёл домой и перерезал себе горло.

Далее рассказывается о приключении поручика Пирогова, преследовавшего блондинку. Она оказалась женой жестянщика Шиллера.

Узнав, что её мужа не бывает дома по воскресеньям, Пирогов явился в воскресный день к блондинке и предложил танцевать. Вернувшийся муж побил поручика с помощью 2 своих приятелей. Вырвавшись, поручик решил пожаловаться на них генералу, а то и царю, но быстро успокоился и пошёл на вечер, где с успехом танцевал мазурку.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Невский проспект является всеобщей коммуникацией Петербурга. Здесь гуляют даже жители отдалённых районов города.

С утра эта главная улица столицы почти пуста.

В 12 часов там гуляют дети с гувернёрами и гувернантками.

К 2 часам их сменяют господа с супругами и важные чиновники. Одеты гуляющие прекрасно, на лицах мужчин — разнообразные бакенбарды и усы.

От 2 до 4 часов на Невском люди показывают то, чем гордятся: сюртук, изумительные бакенбарды или усы, удивительную шляпку и многое другое.

С 4 часов проспект пуст, но с наступлением сумерек оживает, и его заполняют молодые люди, в основном, холостые.

Поручик Пирогов и художник Пискарёв тоже прогуливались в это время по Невскому. Пирогову понравилась проходящая мимо блондинка, и он спросил приятеля, видел ли тот её. Но Пискарёв подумал, что Пирогов говорит о проходящей брюнетке и сказал, что она прекрасна. Когда выяснилось, что художник говорит о брюнетке, Пирогов спросил, что же он не идёт за ней. Тот ответил, что она, наверно, знатная дама, а не из тех, которые ходят вечером по Невскому. Пирогов насильно толкнул его в ту сторону, куда пошла дама.

Пискарёв пошёл за красавицей, но только для того, чтобы увидеть дом, где живёт такая прелестная девушка. Она оглянулась и, как показалось художнику, сурово на него взглянула. Пискарёв от стыда опустил голову, но всё же решился узнать, где живёт это прекрасное существо.

Когда улицы стали пустыннее, девушка снова оглянулась и слегка улыбнулась.

Она стала взбегать по лестнице четырёхэтажного дома, Пискарёв взлетел за ней. Незнакомка постучала в дверь. Отворившая женщина нагло посмотрела на молодого человека. Он увидел в комнате несколько женщин и понял, что попал в жилище разврата, дом терпимости.

Прекрасная девушка была молода — лет 17, видно было, что разврат настигнул её недавно, и черты лица были ещё прекрасны. Она начала говорить, но слова её были так пошлы и глупы, что Пискарёв со всех ног бросился из квартиры.

Сидя в своей комнате, горевал он о том, что красавица с божественными чертами оказалась продажной женщиной. Художник начал дремать, но тут пришёл лакей в богатой ливрее и объявил, что барыня, у которой был Пискарёв, прислала за ним карету. В ней художник доехал до роскошного дома, где было светское общество. Там увидел он красавицу, которую провожал к дому. Она хотела объяснить Пискарёву, почему была тогда с презренными женщинами, но её увёл пожилой человек.

Оказалось, что это был только сон. До полудня Пискарёв пытался снова заснуть, чтобы увидеть его продолжение, но сон не шёл к нему.

Вечером он лёг в надежде увидеть тот же сон, но сновидения были глупые, лишь ненадолго он увидел красавицу.

С этого дня сны были его жизнью, но скоро настали бессонные ночи, и он купил опиум, чтобы восстановить сон.

Он стал снова видеть красавицу в сновидении. Художник думал, что наверно, она вовлечена в разврат из-за ужасного случая, что хочет вырваться из этого своего состояния, и решил на ней жениться.

Придя к незнакомке, Пискарёв увидел, что вид у неё уже не такой свежий, но она всё ещё прекрасна.

Он сделал девушке предложение, сказал, что беден, но они будут трудиться: он будет писать картины, а она заниматься рукоделием. Но девушка презрительно ответила, что она не швея, чтобы заниматься работой.

Художник вернулся домой и, не выдержав крушения своей мечты, перерезал себе горло. Так погиб тихий, скромный Пискарёв. Поручик Пирогов не пришёл на его похороны, так как был занят чрезвычайным происшествием.

Повествователь рассказывает о том, что случилось с поручиком Пироговым после того, как он пошёл за блондинкой. Незнакомка была любопытной: рассматривала витрины магазинов, вертела головой во все стороны. Время от времени Пирогов спрашивал её о чём-нибудь, и она отрывисто отвечала.

Читайте также:
История создания и анализ стихотворного произведения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Дошли они до Мещерской улицы, блондинка взбежала по лестнице в дом и вошла в квартиру. Туда же смело зашёл поручик и был поражён — жестяных дел мастер Шиллер просил своего приятеля Гофмана отрезать ему нос, так как приходится тратить много денег на нюхательный табак. Если бы не вошёл Пирогов, Гофман отрезал бы нос приятелю — ведь оба были пьяны.

Шиллеру стало досадно, что появление офицера помешало ему лишиться носа, и он выгнал Пирогова.

На другое утро поручик явился к мастерской Шиллера. Блондинка, которая была женой мастера, спросила, что ему угодно. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры и отпустил немке комплемент. Та позвала мужа, и тот с неохотой взял заказ, так как ему неудобно было за своё вчерашнее поведение.

Когда шпоры были готовы, Пирогов заказал ещё оправу к кинжалу. Заметив, что заказчик оказывает его жене знаки внимания, флегматичный Шиллер испытывал что-то похожее на ревность.

Увидев однажды блондинку, сидевшую у окошка, Пирогов узнал у этой глупенькой жены жестянщика, что её мужа не бывает дома по воскресеньям.

В воскресенье поручик явился к блондинке. Она испугалась. Чтобы успокоить её, он начал шутить, но немка не понимала шуток. Тогда Пирогов предложил ей танцевать. Немки очень любят танцы, поэтому блондинка сразу согласилась. Она приготовилась начать танец и подняла ножку. Пирогова это так восхитило, что он стал её целовать. Немка закричала. Вдруг дверь открылась, и вошли пьяные Шиллер, Гофман и столяр Кунц.

Шиллер был вне себя от гнева, призвал своих приятелей держать офицера, и дюжие ремесленники отколотили его.

Негодуя, поручик летел домой, чтобы одеться и ехать к генералу жаловаться на немецких ремесленников. Он хотел даже пожаловаться в главный штаб, а то и самому государю.

Но зайдя по дороге в кондитерскую, он съел 2 пирожка, почитал там газету, успокоился и отправился на вечер, где собирались чиновники и офицеры. Там он приятно провёл время и даже отличился в мазурке.

В заключительном монологе повествователь подводит итог параллельным руслам сюжета повести, говорит, что судьба играет с людьми, и нечасто они получают то, чего желают. Призывает не верить Невскому проспекту, так как люди на нём не те, какими кажутся.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» раскрыты темы:

  • жизнь «маленького человека» в столице;
  • иллюзии и реальность;
  • падшие женщины;
  • одиночество.

Основная мысль (идея) повести: многие жители большого города кажутся не теми, кто они на самом деле. Разочарование в них может трагически сказаться на судьбе мечтателя, идеализирующего людей.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект

Невский проспект

В немного странной повести Невский проспект Гоголь выражает своё восхищение лучшей из улиц Петербурга. Невский проспект в произведении Гоголя является местом, на котором можно встретить людей разного сословия, но только в определённое время, разграниченное неписаными правилами, где смешение рабочих, служащих и прочего люда происходит крайне редко. Большинство произведений писателя пронизано трагизмом, и даже в раннем творчестве, к которому относится и создание этой повести, чувствуется вся трагедия жизни.

  • Невский проспект
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Краткий анализ повести

Невский проспект

Глава первая

Пересказ повести Гоголя не входит в эту статью, хочется лишь сделать небольшой анализ произведения, в котором явно прослеживаются сословные различия.

Читая повесть и анализируя её содержание, можно увидеть, что раннее утро предназначено для ремесленников, нищих, стариков и старух, мальчишек- подмастерьев, простых мужиков и кухарок, спешащих на рынок за свежими продуктами.

Иллюстрация Невский проспект

Около полудня на проспекте появляются гувернантки и гувернёры разных национальностей со своими воспитанниками, нарядно одетыми, с батистовыми накрахмаленными воротничками, которые прогуливаются по Невскому проспекту часов до двух пополудни.

После двух часов дня проспект наполняется прогуливающимися родителями, гулявших до этого времени детей, к родителям присоединяются праздные люди, которые окончили все важные домашние дела, обсудили своё здоровье с доктором, прочитали утренние газеты с новостями об отъезжающих и приезжающих, выпившие чашку кофию или чаю. Выходят на прогулку чиновники, освободившиеся от служб, и уже к трём часам Невский проспект становится зелёным от мундиров титулярных, надворных и прочих советников, спешащих по разным делам.

К четырём часам праздный люд и служащие расходятся и теперь на Невском проспекте можно опять встретить ремесленников и случайных приезжих, осматривающих достопримечательности.

Читайте также:
Краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, гениального поэта и дипломата, его жизнь и творчество

Глава вторая

В вечернее время проспект наполняется прогуливающимися молодыми людьми, чаще всего холостыми, которые волочатся за понравившимися им дамами. Действие в произведении Гоголя начинается именно с наступления сумерек, когда два приятеля, художник Пискарёв и поручик Пирогов, вышли на прогулку. Характеры приятелей совершенно разные, художник обладает такими свойствами характера, как:

  • возвышенность,
  • одухотворённость.

Поручик Пирогов недалёкий, разбитной, весьма довольный жизнью, собой и своим чином из краткой характеристики которого мы можем выделить такие черты характера, как:

  • наглость,
  • самоуверенность,
  • карьеризм.

История этих молодых людей начинается в повести, когда они повстречали двух девушек, брюнетку и блондинку. Тут пути приятелей разделились и они отправились каждый за предметом своей симпатии. Художник Пискарёв, обладая застенчивым и робким характером, влюбился не на шутку в красавицу- брюнетку и следует за ней. Дойдя до дома, они поднимаются на четвёртый этаж и входят в квартиру, которая оказывается местом, где обитают падшие женщины. Молодой художник в ужасе бежит из этого дома.

Книга Невский проспект

Переживания терзали Пискарёва и навеяли сон, в котором ему привиделось, будто бы девушка, так понравившаяся ему, прислала за ним лакея в богатой ливрее и карету, которая доставляет его в богатый дом этой барышни, где много хорошо и богато одетых людей. Барышня пытается что-то ему объяснить, но внезапно исчезает. Художник пытается её найти, но напрасно. Проснувшись, он понимает, что это был сон, но девушка завладела его помыслами и он принимает опий, чтобы в забытьи, в дурмане увидеть образ своей возлюбленной. Он ищет для неё оправдание, предполагая, что несчастный случай заставил её ступить на путь греха и порока, и что если он женится на ней, то она станет примерной женой и матерью.

Больное воображение рисует ему картины, в которых ему чудится, как он работает за мольбертом, а барышня сидит рядом с ним и занимается рукоделием. Пискарёв приходит вновь в ту квартиру, делает предложение руки и сердца девушке, расписывая в деталях их будущую совместную жизнь, но красавица с презрением отвергает его и смеясь, заявляет, что она не прачка и не швея и работать не будет. Художник уходит от девушки, бродит по улицам, а придя к себе, запирается. Спустя несколько дней, взломав двери, его нашли мёртвым, с перерезанным бритвой горлом.

В то время, когда художник ушёл за брюнеткой, поручик Пирогов следовал за понравившейся ему блондинкой. Дойдя до её дома, он узнал, что она жена мастера жестянщика Шиллера, который находился дома и выпроводил поручика вон. Но на следующий день поручик приходит к жестяных дел мастеру и заказывает у него для себя шпоры, в другой раз заказывает ножны, и продолжает бывать в доме Шиллера под любым предлогом, хотя немка даёт ему отпор всякий раз.

Пирогов настойчиво добивается внимания блондинки и однажды её муж застаёт его на коленях у ног жены и с двумя другими пьяными ремесленниками избивает поручика. Гордость бравого офицера значительно пострадала, он пылает гневом и обдумывает планы мести, но зайдя по пути в кондитерскую, гнев его немного утихает, а потом ещё зайдя к знакомому, он нашёл там приятное общество и вовсе успокоился.

Краткий анализ повести

Две кратких истории, одна трагичная, а другая комичная объединены у Гоголя в одно небольшое произведение, содержание которого призывает не доверять Невскому проспекту и показывает всю тщетность человеческих надежд и неисполнения заветного желания, хотя в начале повести, проспект предстаёт перед нами как лучшее место для гуляния. Читать описание легко, но дальнейший анализ произведения показывает, что основной темой повести будет не проспект, а жизнь человека в большом городе, где меркантильный интерес подменяет духовность, показано равнодушие людей и пагубность воздействия на человека опийного дурмана.

«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Читайте также:
Краткое содержание повести Пушкина «Пиковая дама» по главам, значение в литературе

Жанр – Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Сочинения «Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, чему учит, тема, план рассказа

Сочинения «Бесприданница» анализ произведения Островского – история создания, проблемы, смысл названия, суть пьесы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: