Особенности и характеристики современной культуры и духовной жизни России

Реферат: Современная культура России

Современная русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического «соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности.

Можно заметить также, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение еще и потому, что культура выступает мощным фактором социального развития. «Пронизывая» все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, культура играет все большую роль в решении программных целей социального движения, к которому относятся и формирование и укрепление гражданского общества, и раскрытие творческих способностей человека, и построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д.

Радикальным образом вопросы развития культуры ставятся в наше время именно потому, что эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой – умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание современной культуры России как части мировой культуры.

Современный мир произвел значительные изменения человеческого сознания – человеческий взгляд обращен к пределам жизни, не ограничивающейся в сознании датами рождения и смерти. Становится тенденцией осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, которое видится прежде всего процессом расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Таким образом, значительные прежде всего социальные изменения еще более утверждают важность, с одной стороны, вопросов самобытности культуры, с другой стороны – вопросов межкультурного взаимодействия.

Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов). Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще. Вряд ли возможно существование культуры без традиций. Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.

Таким образом, если возможно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить создание культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества. В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется, не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи.

На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры.

Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами. Культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, и все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Таким образом, современная культура представляет собой множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Читайте также:
Популярные стили танцев: список современных направлений и видео

Но с другой стороны культура является не только совокупностью множества культур, но также и мировой культурой, единым культурным потоком от Вавилона до наших дней, с Востока на Запад, и с Запада на Восток. И прежде всего в отношении мировой культуры возникает вопрос о дальнейших ее судьбах – является ли то, что наблюдается в современной культуре (расцвет науки, техники, информационных технологий, регионально-организованной экономики; а также, с другой стороны, торжество западных ценностей – идеалов успешности, разделения властей, личной свободы и т.д.) – расцветом человеческой культуры в целом, или же наоборот, ее «закатом».

Начиная с ХХ века характерным становится различение понятий культуры и цивилизации – культура продолжает нести позитивный смысл, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Понятие цивилизации чаще всего связывается с ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием духовного прогресса. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность». Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира. В самом деле, как бы глубоко ни проник человеческий ум в тайны мира, духовный мир самого человека остается во многом загадочным. Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовного прогресса, здесь необходима культура как совокупность всего духовного образования и воспитания, включающие в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.

В общем случае для современной прежде всего мировой культуры предлагаются два пути решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение кризисных тенденций культуры предполагается на пути традиционных западных идеалов – строгой науки, всеобщего образования, разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Философы современности и недавнего прошлого занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и современной культуры является здесь одной из ключевых проблем для рассмотрения. Если роль техники в культуре в значительной мере прояснена в работах Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается одной из важнейших нерешенных задач для всего человечества.

Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации предполагает и соответствующие принципы действия.

Начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк – от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Читайте также:
Что такое архаизмы, виды и примеры, использование в литературе

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в госуд. поддержке.
Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

В целом мировая культура XX века представляет собой процесс, сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику. В то же время вызов, бросаемый человечеству глобальными проблемами, относится как к мировой культуре в целом, так и к каждой национальной культуре в отдельности. Здесь решающая роль принадлежит диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

В этом смысле для культуры современной России основная задача состоит в выработке стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой задачи достаточно сложно, так как упирается как в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития, так и нового восприятия достижений русской культуры.

Если потенциал современной русской культуры видится достаточно большим, чтобы дать ответ на вызовы современного мира, то современное состояние культуры далеко от идеала. Наличествует необходимость уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки и перейти к долгому, сложному, но, несомненно плодотворному последовательному развитию отечественной культуры.

1. А.А. Данилова «История России XX век». М., 2001

2. Антология мировой философии. В 3-х тт.Т.2. – М.: Мысль, 1969.

3. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. – М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.

Особенности современной духовной жизни России

Духовная жизнь в России

В современной России духовная жизнь является отражением тех же процессов, что происходят и в других областях общественного развития.

Читайте также:
Религии Европы: численность христиан в мире и по государствам, православные страны

Переформатирование экономики в рыночную, обновление социальных конструкций, перестройка политической системы и сложные взаимоотношения с остальным миром — всё это сильно влияет на духовность и культуру общества.

Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России

В русской духовной традиции, которую хранили и культивировали во времена СССР, присутствовал приоритет бескорыстия и честности. Работа исключительно за деньги и материальные блага, без моральных побудительных причин считалась недостойным занятием. Было неприличным хвалить самого себя, кричать о своих достижениях и хороших результатах в какой-либо сфере. В нынешних же капиталистических условиях каждый человек должен выгодно представить сам себя в резюме как отличного специалиста, коротко и ярко отобразить свои профессиональные успехи. То есть подороже продать себя.

Карьеризм, который во времена Советского Союза осуждался, в наше время преподносится как основа успеха каждого человека. А также поменялось отношение к материальной мотивации в труде. Вершиной престижа и успеха в современном социуме считаются те профессии, которые могут дать человеку максимальную прибыль. Такие перемены в сознании общества сильно влияют и на все аспекты духовной и культурной жизни.

Изменение культурного вектора

Как меняются культурные ценности в России

В искусстве произошла полнейшая коммерциализация. Автор создаёт продукт, ожидая от него лишь получения финансовой прибыли, а не ставя задачу создать художественное произведение, как это было раньше. Сфера истинного искусства всё дальше и дальше отходит от восприятия массами. Она становится недосягаемой для восприятия обычного человека из-за своей непростой эстетики. Сегодня многие говорят об отсутствии духовной составляющей современного поколения наших граждан, о влиянии штампов западной культуры.

В подавляющем большинстве случаев это верное утверждение, так как, благодаря глобализации, скорости распространения любой информации среди широкой массы людей, создаются так называемые культурные универсалии, которые чаще всего ориентированы на ограниченного в интеллектуальном отношении «ценителя». Нынешняя культура в России переформатируется из-за изменений в нашем обществе и под влиянием извне. Динамика культурной жизни в нашей стране, как и её нестабильность, быстрые перемены культурных ориентиров создают определённые тенденции духовных ценностей в современной России.

Чем определяются тенденции духовной жизни современного общества

Уровень развития культуры и духовности общества можно определить:

  • по объёму создаваемых в нём культурных ценностей;
  • по границам их распространённости;
  • по степени восприятия их людьми.

Одной из ключевых особенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране является колоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов с провинцией, что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков и учёных.

Культурное наследие России

Постоянно оценивать уровень культурных и духовных изменений крайне важно. Необходимо знать, сколько в стране НИИ, вузов, библиотек, театров, музеев и т. д. Но количество ещё не значит качество, нужно контролировать насыщенность и содержание духовной и культурной составляющей в этих заведениях. То есть оценивать качество научных работ, уровень образования, книг и фильмов. Вкупе эти показатели отражают саму цель культурного и духовного воспитания общества.

Сомнительные проекты

Требуется учесть не только то, что получилось создать в сфере культуры и духовности, но и то, каким образом этим пользуется общество. Важнейшим критерием культурной динамики является достигнутый уровень социального равенства людей, в том числе и в приобщении человека к духовным ценностям.

В наше время СМИ намеренно стараются направить внимание людей на проблемы других государств, при этом умалчивая о катастрофической внутренней ситуации в стране. Министерство культуры России зачастую оказывает крупную материальную поддержку, мягко говоря, сомнительным проектам, не обращая внимания на действительно нужные и важные работы. Всё это вместе во многих случаях приводит к расколу общества и дестабилизации духовности и культуры.

Движение вниз

Ещё одним из важных аспектов развития общества считается возможность необходимых условий для реализации творческих способностей и талантов. Сегодня ситуация духовной и культурной составляющей в российском обществе по праву оценивается как катастрофическая, так как:

Семейные ценности

  • Огромные обороты набрало обнищание общества — как духовное, так и культурное.
  • Наблюдается падение моральных норм, проявление жестокости, стремительный рост насилия.
  • Богатый русский язык заменяется жаргонизмами, американизмами и нецензурными выражениями.
  • Под угрозой уничтожения находится то, что было создано на протяжении веков учёными, мыслителями, писателями, другими словами, культурным цветом нации. Разрушаются памятники архитектуры, уничтожаются бесценные книги и реликвии, архивы, намеренно предаются забвению народные традиции.
  • Налицо бедственное положение науки в целом и образования в частности.

Остаточное финансирование

Подобное удручающее состояние в культурной сфере нашей страны в первую очередь связано с неэффективным распределением финансов, хищением средств в той или иной форме. Кризисное состояние самой экономики это уже второстепенный фактор, так как сам кризис является следствием неэффективной работы кабинета министров и намеренного уничтожения практически всех отраслей от промышленности до культуры.

Остаточное финансирование

Социально-культурную сферу финансируют по остаточному принципу, при этом выделяя огромные суммы на псевдокультурные мероприятия и проекты.

При выделении министерством средств главной задачей властей ставится получение прибыли, а не поддержка культуры в стране.

Для взращивания духовности в обществе недопустимо экономить на развитии культуры, как недопустима и её коммерциализация. Это приводит к обнищанию духа общества и его вырождению как цивилизации в широком смысле.

Духовная жизнь в 21 веке в России — другие особенности

Особенности духовной жизни современного общества в России характеризуется также резким снижением социально-экономического состояния рядовых работников культуры. Большое количество специалистов уходит в другие сферы, некоторые покидают страну.

В современной так называемой культурной и духовной сфере сформировались две направленности:

  • Отсутствие духовности, лицемерие и фальшь.
  • Проявление недовольства и протеста практически по любому поводу.
  • Навязывание аморальных, бессмысленных направлений.
Читайте также:
Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Всё это формирует бездуховный, интеллектуально ограниченный социум, который со временем начинает считать нормой пошлость и глупость, при этом высмеивая благородство, честность и порядочность.

Негативные явления в РПЦ

Прекратилось духовное очищение общества, происходит скатывание в пропасть невежества и морального уродства. Те, кто ответственен за создание и распространение духовности и культуры, в действительности находятся от самой культуры в стороне.

Церковь превратилась в подобие закрытого акционерного общества для избранных. Вместо того, чтобы нести людям духовность, она фактически просто зарабатывает деньги на вере. РПЦ занята получением в собственность земель и памятников архитектуры, наращивает свой капитал.

Классическую культуру заменяют западным суррогатом, в основе которого лежит унижение тех, кто имеет низкий социальный статус и восхищение теми, кто богат. Фактически духовность, человечность заменяется на культ денег. Сама личность не важна, главное — получение выгоды.

Возрождение как главная задача

Возрождение классической культуры является важнейшей задачей для общества как в России, так и в остальном мире. Отсутствие духовности — это проблема всего человечества, которое в наши дни почти всё превратилось в обычных потребителей того или иного вида продукта. Необходимо сохранить и возродить классическое и народное культурное наследие, оставленное нам нашими предками, в котором главенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, честность и порядочность — вот некоторые классические духовные и культурные составляющие.

Духовные ценности России

В современной России духовность деградирует, принижаются и искажаются заслуги людей, живших в советское время. Достижения советского общества, будь то колоссальные промышленные, строительные или культурные свершения, пытаются либо замолчать, либо объявить их провалом. Происходит это по различным причинам, одной из которых является ограниченность знаний и критического мышления.

Надежда есть

Несмотря на то, что состояние духовной и культурной жизни в современной России можно назвать катастрофическим, всё же существует надежда на её возрождение. На фоне тотального засилия нашего медиа- и интернет-пространства западным суррогатом культуры (низкопробные фильмы, бессмысленные перформансы и выставки, программы, транслирующие в общество глупость) всё больше проявляется потребность человека в настоящей, истинной духовной культуре. Сами термины духовность и культура вновь приобретают тот смысл, который изначально в них был заложен.

Образование детей для возвращения культурных ценностей

Большая часть общества пресытилась той посредственной культурой, которой пытались заменить нашу классическую духовность. Возрождается интерес к собственной истории, культуре, литературе, национальным традициям. В вузах и школах начинают всё больше уделять внимание этому направлению, студенты и школьники изучают в сравнительных таблицах историю, пишут курсовые работы и рефераты на тему духовной жизни России в прошлом, настоящем и будущем.

Какие явления характеризуют современную российскую культуру — выводы

Человек ХХI века не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом. Ведь духовность — это та область в жизни общества, которая связана с созданием и распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовных нужд человека.

К особенностям духовного развития в ХХI веке в России можно отнести следующие факторы, которые являются противоречивыми:

  • Интернационализация культуры, которую точнее можно назвать эрзац-культурой.
  • Снятие цензуры, при котором дозволяется говорить и показывать всё, что захочется автору.
  • Возрастание интереса к истокам духовности.
  • Поиск настоящих культурных направлений в обществе.

Что нужно делать

Хочется надеяться, что министерство образования осознает свои ошибки и промахи, допущенные в девяностые и нулевые, когда была сделана попытка отказаться от своих духовных и культурных истоков, заменив их так называемой прогрессивной западной новизной. В то время учебный материал массово заменялся на новый, основой которого были тексты, созданные на средства фонда Сороса.

Следует уяснить, что без фундамента, состоящего из духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможно дальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западных ценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе. В то же время нужно закладывать новое культурную и духовную составляющую в обществе, основанную на морали, искусстве, науке и религии.

Особенности духовной жизни современной России

Перемены, происходящие в любом государстве на уровне политики, экономики и социальной структуры, непременно находят отражение в сфере духовной жизни. Этот процесс происходит и в нашей стране. Можно выделить положительные и отрицательные последствия преобразований, изменивших курс России в конце XX века. Узнаем, каковы характерные черты современной духовной жизни, рассмотрим положительные тенденции и кризисные явления.

Общая характеристика духовной жизни

После распада СССР в нашей стране произошли значительные изменения. Смена политического курса, переход к рыночной экономике, глубокие социальные преобразования отразились на духовной жизни. Многие исследователи считают, что в настоящее время эта сфера находится в критическом упадке.

В результате снятия ограничений и запретов резко возросло влияние западной культуры на мировоззрение россиян. Снизился интерес к народным традициям. Вместо классической литературы, живописи и музыки население увлеклось лёгкими для понимания произведениями, не несущими ценности.

Заброшенный театр

Рис. 1. Заброшенный театр.

По мнению учёных, наиболее продуктивными в плане развития духовной жизни являются две тенденции:

  • взаимовлияние и взаимообогащение культуры России и стран Запада;
  • сохранение традиций русского народа, приобщение юного поколения к достижениям искусства, снижение западного влияния на массовую культуру.

Кризисные явления духовной жизни России

Для того, чтобы понять особенности духовной жизни, кратко рассмотрим отрицательные стороны её развития.

  • Влияние западной индустрии развлечений привело к тому, что резко упал интерес к отечественному искусству.
  • Недолговечные произведения массовой культуры, создаваемые по запросу публики, вытеснили классику. Искусство приобрело коммерческий характер.
  • Недостаточное финансирование негативно сказалось на работе учреждений культуры.
  • Из-за влияния Запада произошёл отказ от традиционных русских ценностей, что привело к падению духовности, нравственной деградации.
  • Кумирами миллионов стали люди, пропагандирующие аморальный образ жизни, распущенность, безнравственность.
Читайте также:
Что такое литота: определение и примеры литоты в русском языке

Панки

Рис. 2. Панки.

Положительные тенденции

Специфика духовной жизни России позволяет выделить и положительные тенденции развития.

  • Отсутствие идеологических ограничений позволило проявить талант многим деятелям искусства, чьё творчество ранее было запрещено.
  • Сознание новых стандартов обучения, учебных программ позволило повысить качество преподавания.
  • Благодаря развитию технологий приобщиться к достижениям культуры теперь может каждый.
  • Повысился престиж русского искусства в мире.
  • Внедрение национальных программ патриотического и нравственного воспитания положительно сказалось на мировоззрении подрастающего поколения.

Во времена СССР писатели, чьё творчество не соответствовало официальной идеологии, испытывали разного рода притеснения. Благодаря снятию запретов современный читатель может в любое время познакомиться с творчеством Солженицына, Замятина, Пастернака, поэтов Серебряного века.

Что мы узнали?

Современная духовная жизнь, изучаемая в 8 классе, имеет положительные и отрицательные тенденции развития. Сохранение традиций, повышение уровня патриотизма и гражданственности, приобщение к достижениям культуры, привитие нравственных ценностей — основные направления работы в данной области.

Специфика духовной жизни в современной России

laskoviypoc

Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров – засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.

В русской духовной традиции, которую хранили и культивировали во времена СССР, присутствовал приоритет бескорыстия и честности. Работа исключительно за деньги и материальные блага, без моральных побудительных причин считалась недостойным занятием. Было неприличным хвалить самого себя, кричать о своих достижениях и хороших результатах в какой-либо сфере. В нынешних же капиталистических условиях каждый человек должен выгодно представить сам себя в резюме как отличного специалиста, коротко и ярко отобразить свои профессиональные успехи. То есть подороже продать себя.

Новые вопросы в Обществознание

одна из важнейших характеристик партии как политического института – участие в политической конкуренции за официальный контроль над властью Верно или … нет

Як ви розумієте вислів: «Конституція визначає форму держави. Україна – унітарні держава та змішана республіка.»​

Правительство приняло решение о повышении пенсионного возраста.Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример.Объясните свой отв … ет

Заработная плата: суждения Верны ли следующие суждения о заработной плате? А) Согласно российскому законодательству заработная плата выплачивается раб … отникам в денежной форме в валюте Российской Федерации, то есть в рублях, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Б) Согласно Трудовому Кодексу РФ в Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Из приведённых ниже вариантов ответа выберите те, где проиллюстрирована такая стадия воспроизводства товара, как потребление. 1)Завод по производству … хлебобулочных изделий поставил продукцию в детские дома и городские больницы. 2)Кирилл начал использовать компьютерный стул, который ему подарили родители. 3)Ангелина надела на прогулку недавно купленное платье. 4)Часть молочной продукции, произведённой на предприятии «Коровка», была отправлена в городские поселения О. и Е., другая часть — в города Н. и К. 5)Вика съела мороженое, после того как купила его. 6)10% выращенной сельскохозяйственной продукции отправили на продажу в соседнее государство, а остальную продукцию — отечественным предприятиям для продажи населению страны.

Существует несколько подходов к пониманию экономики. Из представленных ниже вариантов выберите те, в которых рассказывается об экономике в значении хо … зяйственной деятельности. 1)В государстве К-ия учёные-исследователи выявили основные причины существующей в стране безработицы. 2)Выдающиеся учёные научного центра «Атом» изучают последствия мирового экономического кризиса. 3)ООО «Некрасов» оплатило налоги за один отчётный период. 4)Анализ экономической ситуации в стране показал, что ожидает население этой страны в ближайшее время. 5)Предприятие «Попкорн» расширило свою сеть, открыв десять филиалов своего производства в других городах. 6)Руководство фирмы «Арбузик» приняло решение об увеличении количества закупаемого сырья для производства товаров.

Прочитайте текст. Выберите суждения (выводы), которые напрямую можно сделать на основе этого текста. «Артисты поют, играют в театре и снимаются в кино … , тем самым оказывают услуги обществу. Объектом воздействия в данном случае служат умы и сердца людей. Музеи и библиотеки дают возможность получить разного рода информацию, позволяющую усовершенствовать свои познания и интеллект. Образование, по сути, является ключевой услугой предоставляемой обществу. Услуги, оказываемые одушевлённым предметам (людям, животным), могут не только увеличивать продолжительность жизни, но и сохраняться долгие годы. Рассматривая пример оказания услуги из области здравоохранения, в частности своевременной медицинской помощи, можно убедиться не только в возможном сохранении услуги. Речь идёт о том, что порой от оказания услуги зависит жизнь человека либо животного». 1)К деятелям сферы услуг нельзя отнести работников музеев и библиотек. 2)Кино и театр не относятся к сфере услуг. 3)Иногда от оказания услуг может зависеть жизнь человека или животного. 4)Услуги возможно оказывать только в медицинской сфере. 5)Образование можно назвать услугой.

Читайте также:
Опера "Князь Игорь": краткое содержание, сюжет и драматургия

Верны ли следующие суждения о разделении труда и специализации? А) Специализация может способствовать повышению производительности труда за счёт повыш … ения профессионализма работников в определённой сфере. Б) Разделение труда предполагает разделение процесса производства на ряд отдельных операций (этапов). верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Какие две из перечисленных характеристик используются в первую очередь при описании форм собственности в РФ? 1)коллективная 2)скотоводческая 3)дебетов … ая 4)государственная 5)ценная

Особенности культуры современной России

Если говорить кратко, развитие культуры в современной России у многих специалистов вызывает немалые опасения. Этот вопрос – проблема, корни которой уходят в далекое прошлое, в то же время нужно помнить и о том, что страна – лишь элемент всемирного сообщества. Мы принадлежим человечеству, и процессы, характерные для социума на глобальном уровне, оказывают влияние на состояние современной культуры России. Отрицать этот факт невозможно, сопротивляться ему неразумно, поэтому необходимо по возможности подстраиваться и уметь находить выгоду для себя – в том числе на национальном уровне. Самобытность нашей страны – это не только личное достижение и державный признак, но и элемент мировой культуры.

черты культуры современной россии

Вперед любой ценой

Если описывать ситуацию кратко, культура современной России довольно сильно меняется под влиянием тех потрясений, что воздействуют на культуру мирового уровня. Вопрос не только в продвижении идей гуманизма, которые в некоторой степени конфликтуют с техницизмом. В настоящее время довольно сильна полемика иррационалистов, рационалистов. Вместе с тем тенденции современной культуры России определяются усилением коллективизма и индивидуализма в разных слоях, группах общества. Противопоставление модернизма, традиционализма, конфронтация антропоцентризма, теоцентризма формируют те сложные условия, в которых живет современный человек.

Черты культуры современной России отражают тот кризис, в котором оказалась культура мирового уровня. Одновременно с этим играют роль специфические особенности исторического прошлого нашей державы.

Предпосылки и причины

Конец двадцатого столетия для нашего государства был сложной эпохой, когда держава буквально стояла на перепутье. Культура современной России во многом определяется решениями, общественными течениями, доминировавшими в этот временной промежуток. Сложность ситуации в наши дни обусловлена тем, что общество нуждается в ориентирах и ищет их, одновременно с чем культурные ценности мобилизуются, и это касается в первую очередь традиционного багажа.

Культура современной России – это проблема конфликта между несколькими пластами, буквально противостоящими друг другу. С одной стороны, за время советской власти сформировалась довольно специфическая культура, развивавшаяся семь десятилетий, и пропасть в одночасье она просто не могла. И в политике, и в обществе, и в художественных направлениях, в навыках труда, бытовых аспектах культура современной России обусловлена советским прошлым. Но есть и группа лиц, крайне негативно относящихся ко всему, что связано с этим историческим промежутком. Кто-то оперирует фактами, доказывающими несправедливость тоталитарного режима, а другие убеждают, что под советской властью народ создал непреходящие ценности, вдохновляющие людей по всему миру.

Что было – то не прошло

Наблюдая за тенденциями развития культуры современной России, нельзя не признать факта того, что в последнее время все больше внимания уделяется периоду до советской власти. В последнее время ценности, характерные эпохе до Октябрьской революции, все более активно привлекают внимание широких слоев общества. В частности, это можно заметить по тому, как возрождается интерес к творениям авторов Серебряного века. Культура современной России – это и гордость за произведения, написанные ушедшими в первую волну эмиграции творцами. Многие вспоминают нормы этикета, бытовавшие в эпоху дворянства, а также правила жизни старой интеллигенции, призывают воплощать их в нашей современности. Заметить повышенное внимание к прошлому, истории в современной культуре России можно по тому интересу, который вызывают традиционные народные одеяния, фольклорные сказания.

современная культура россии плюсы и минусы

Культура нашей страны в настоящее время – это сложная система ценностей, в которой прошлое сливается с настоящим, одновременно с этим путь к жизни пробивают себе явления постсоветского пространства. Это довольно ощутимо по религиозной сфере. После столь длительного временного промежутка атеизма плюсы и минусы современной культуры России можно наблюдать «во плоти»: религиозные церемонии становятся все более торжественными, а идеи теологии приходят в жизнь широких слоев населения. Личные переживания духовного плана, теоретические изыскания стали характерной чертой российского общества наших дней.

Смешение и развитие

Процессы развития культуры в современной России – это своеобразный водоворот, в котором смешалось множество потоков, связанных с самыми разными направлениями и особенностями. Сочетания, соединения этих направлений движения дают довольно причудливые очертания. По мнению некоторых, развитие культуры в современной России представляет собой процесс уникальный, категорически любопытный, и в нем так и манит поучаствовать. В то же время те, кто наблюдают это смешение изнутри, не всегда могут четко определить, что принадлежит нормам, а что выходит за пределы понимания культуры, нормальности, актуальности.

Одновременно наблюдаются процессы возникновения принципиально новых течений и направлений, причем некоторые из них – это определённые заявки на доминирование уже в ближайшем будущем. Положительные черты развития культуры современной России, как отмечают многие исследователи, пока довольно смутные, сформулировать их четко не представляется возможным, но и нельзя отрицать факт появления, постепенного зарождения нового. Культура в настоящее время в нашей стране открыта для внешнего влияния и приветствует свежие взгляды на сложившиеся ситуации и отношения. Общество идет по такому пути, что даже самые внезапные повороты становится лишь особенностями культуры современной России, не ломая и не травмируя общественность.

Читайте также:
Дымковская игрушка из пластилина: как сделать лошадь и другие фигурки своими руками

Моно и поли: одно сменяет другое

В последнее время в нашей стране, как говорят некоторые теоретики, разбирающие тенденции и становление особенностей культуры современной России, уходят в прошлое так называемые моностилистические направления, место которых достаточно быстро занимает полистилистический социум.

история современной культуры россии

Проблемы культуры в современной России

Таковых в настоящее время при теоретическом исследовании особенностей культурного социального развития выделяют несколько. Наиболее важный аспект – это взаимосвязь с катаклизмами, постигшими политическую, идеологическую сферы жизни общества в последние несколько десятков лет. Недавно еще столь крепкие советские идеалы вдруг были раскритикованы и оказались буквально «не у дел». В то же время народ не получил вместо прежних тенденций какие-то новые конструктивные идеи, которые были бы актуальны для широких слоев населения, то есть признались бы народными массами. Дело даже не в общей идеологии, насаждать которую нужно любой ценой. Основная проблема культуры в современной России – отсутствие такой идеи, которая отразила бы духовный облик державы.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что общую идею можно изобрести и предложить широким массам на рассмотрение, причем она сразу будет принята, если подать ее правильно. Другие не согласны с таким подходом и считают это некорректным упрощением – народ не является покорным стадом овец, не приемлет внезапных пророков, продвигаемых кем-либо. Идея, которая бы объединила социум, должна вызреть в народном сознании и отразить стремление к единению. Если эта проблема развития культуры в современной России будет решена, нация получит единый стержень развития, не препятствующий многообразию форм, но дающий систематизированную идеологию, необходимую для движения вперёд.

Сложность – не одна

Еще одна проблема, связанная с нынешним состоянием культуры в нашей стране, обусловлена денежным аспектом: материальное, финансовое обеспечение в последнее время довольно сильно уменьшилось, а престиж занятости в творческой сфере существенно упал. Деятели культуры, видя лучшие для себя перспективы в других странах, активно уезжают заграницу. Элита данной области в нашей стране в последнее время ощутимо стареет, а вот молодого вливания практически нет. Наиболее перспективные личности направляют свои усилия на развитие бизнеса или погружаются с головой в поп-культуру как наиболее выгодный вариант.

тенденции современной культуры россии

Иностранные культурные потоки – это еще одна сложность, с которой сталкивается России в настоящее время. Конечно, «свежий ветер» извне оказывает положительное влияние на любую державу, но необходимо понимать, что контроль над таким «дуновением» должен быть очень строгим, иначе пострадает собственный пласт культуры. Сегодня Россия в какой-то степени становится богаче, так как взаимодействие с мировой культурой несет положительные ценности, но это также приводит к подавлению собственного уникального багажа, накопленного за долгие столетия. Ценности, присущие нациям, из которых сформирована федерация, постепенно деградируют без адекватной поддержки.

Работать вместе или друг против друга?

Одна из сложностей, обуславливающих специфику развития культуры нашей страны – это противостояние, которое достаточно давно характерно массовой культуре и элите. Традиционные, близкие к корням наций веяния вступают в конфронтации с профессиональными направлениями, что также задает специфический тон развития. Массовая культура – это многочисленные упрощения, допущенные в рамках популяризации течения, ориентированные на примитивность вкусов, доступность для всех и каждого. Принадлежность к этому типу культуры не требует духовного взлёта, не вынуждает страдать и терзаться. Массовость – это космополитизм в худшем понимании термина.

Элитарное течение – это специфическая сфера, куда допущены только избранные, способные доказать свою причастность к этой области. Это так называемые «высоколобые», для которых характерен снобизм, причем на индивидуалистических началах. Современная элитарная культура доступна только посвященным, замысловата и старательно зашифрована, чтобы не допустить никого «лишнего».

Народ и профессионалы

Народная культура во многом обусловлена традициями, сформированными в далеком прошлом. Тот факт, что базой становится опыт, накопленный за многие столетия, позволяет укрепиться такому течению. Его противоположность – профессиональная, которая, как утверждают некоторые, с полным правом может называться высокой. Она отрицает традиции и противостоит им, а во главу угла ставит инновации.

проблемы развития культуры в современной россии

Профессиональная высокая культура – это не только прозрения, способность обнаруживать удивительные новинки, но также оригинальничание, нередко граничащее с авантюризмом. Мировая культура также отличается противостоянием перечисленных течений, и в глобальном сообществе конфликт не столь ярко выражен, как это можно наблюдать в повседневности народа нашей страны.

Есть ли будущее?

Несмотря на обилие проблем, характерных современности, культура России показывает хороший потенциал для развития в настоящем и будущем. Есть пункты, по мнению профессионалов, исключительно обнадеживающие, а другие показывают, что страна идет вперёд, подготовлен фундамент для основательного развития.

Наиболее важным фактором считают устойчивость, характерную культурным наслоениям России. Пусть народ столкнулся с духовными сложностями, путаницей и неразберихой, политические деятели двигаются вперед по очень замысловатым зигзагам и спиралям, а повседневность непредсказуема из-за экономических потрясений, энтузиасты есть и по сей день. Страна претерпевает постоянные существенные организационные перестройки, но это не отменяет наличия защитников культуры и активистов.

В чьих руках будущее?

Творят, действуют, продвигают вперед культуру в современной России в первую очередь авторы картин, музыкальных произведений, академики, работники библиотек, хранители промыслов разных народностей. Очень большой вклад вносят преподаватели, учителя, воспитатели, работающие с аудиторией самых разных возрастов. Нельзя недооценивать их вклад в культурное богатство страны, влияние на формирование будущего поколения. Регулярно организуются фестивали, симпозиумы, в рамках которых специалисты обмениваются опытом, что делает работу более эффективной. Образовательная система будущего развивается, приобретает новые, более эффективные черты. Немалое значение имеет и всемирная паутина, доступ к которой есть сегодня почти во всех населённых пунктах страны. Интернет стал незаменим орудием обмена опытом, совершенствования, распознавания новых методик и понимания, каким образом можно их использовать в практике.

Читайте также:
Творчество Людвига ван Бетховена и описание его музыкальных произведений,

положительные черты развития культуры современной россии

Культура будущего – как страны, так и мира – во многом обусловлена теми процессами изменения, которые протекают в сообществе на глобальном уровне. Идея коэволюционного взаимоотношения культуры, природы – вот основная тенденция, которая будет доминировать в ближайшее время. Дерзкие новинки должны дополнить традиции народов, сохранявшиеся долгие столетия, специфические моменты конкретных наций сольются, не теряя своей уникальности, с общеродовыми. Эмоции, интеллект, индивидуальность и социум, внерациональное и рациональное, как видно из наиболее позитивных прогнозов на ближайшее время, будут активно сотрудничать, что станет залогом формирования полноценного общества, где культура будет высокой, но продолжающей развитие.

Молодежь: особенности вопроса

Сложно спорить с тем, что будущее культурного развития нашей державы полностью в руках современной молодёжи. Особенности этого пласта населения существенно изменились за последние несколько десятилетий с момента распада СССР, а вот подходы к общению с ними во многих образовательных учреждениях и по сей день практикуются такие же, как и ранее. Важно понимать, что молодежь – это носитель ценностей культуры, именно в этом классе заключено будущее страны.

Некоторые считают, что особенную проблему представляет собой факт того, что современная молодежь далека от духовной сферы. В этом принято обвинять учителей, средства массовой информации и методы подачи данных. Некоторые считают, что современные дети воспитываются в атмосфере безнравственности, им с детства прививается пренебрежительное отношение к базовым ценностям – работа, семья, труд. Некоторые также говорят, что современные подходы к воспитанию молодежи в России провоцируют повышение уровня насилия, так как с детства не объясняют, насколько это некультурно, а вот информационные сводки и примеры окружают буквально на каждом шагу. Начиная критически оценивать окружающий мир, молодые люди видят, как рушатся демократические идеалы, сколь слабы ценности, декларируемые в обществе, и это провоцирует всплеск нигилизма и безответственности. Многие считают, что решить социальные проблемы вовсе нереально, и в среде молодежи доминируют безнадежные, упадочные настроения.

Культура и субкультура

Рассматривая особенности современной молодежи, некоторые специалисты утверждают, что необходимо говорить об этой прослойке населения как о дополнительной субкультуре, в которой действуют собственные правила. Сформирована прослойка людьми, которые еще находятся в определённой стадии развития, когда образцы мировой культуры не понятны, не принимаются, а любые идеалы подвергаются осуждению и критике.

развитие культуры в современной россии кратко

В то же время отмечается, что молодежи свойственны культурные классические образцы, но это больше сопряжено с юношеским возрастом переоценки ценностей. Если в этот момент человеку повезет столкнуться с хорошим наставником, воспитателем, вероятно, его культурное развитие несколько изменит свое направление. Бывает и другая ситуация, когда обстоятельства развиваются не столь позитивно. С другой стороны, нужно понимать, что культурное будущее России нельзя сформировать, в принудительном порядке всех заставив приобщаться к мировой культуре – у любого человека есть право свободного выбора, и только принятое самостоятельно и осознанно решение имеет смысл и будет источником положительного итога, продуктивной жизнедеятельности, которая поможет дальше развивать культуру страны.

Современная культура России

Культура – это процесс человеческой деятельности, включающий навыки и умения, идеалы и нормы жизни на определенном историческом этапе. Культура – это большой пласт в жизни общества. Она охватывает все сферы человеческой деятельности. Это образование, воспитание, трудовая деятельность, искусство, духовная жизнь. Культура направлена на улучшение качества человеческой жизни, на воспитание в человеке высоких моральных ценностей.

В современном Российском государстве ей уделяется большое внимание. Культура отражается в социальной жизни. Образование одна из самых важных сфер жизни общества, требующая серьезных материальных вложений. Государство выделяет недостаточно средств, для образования и науки. В связи с этим появились два направления – государственное обучение и коммерческое. Для улучшения системы обязательного среднего образования была проведена реформа и введен единый государственный экзамен. ЕГЭ имеет и положительные и отрицательные стороны и претерпевает доработку.

Культура бытия современного человека, несомненно, изменилась в лучшую сторону. Строятся современные дома из современных материалов. Появилась новая бытовая техника, которая охватывает разные направления жизни. Мы можем более рационально и с пользой распределять свое время. Иметь уютное жилье очень важно для любого человека. Бытие определяет сознание и улучшает культуру поведения.

Искусство и культура неразрывно связаны между собой. Искусство это прямое отражение действительности.
Россия в области искусства является уникальной, самобытной страной. Многонациональная страна богата формами и содержанием в искусстве. В России много всемирно известных писателей, композиторов, художников. Классика является основой, на которой строится современное искусство. И конечно новое время вносит новое направление, новые стили, новые образы. Что влияет на современное искусство? Это технический прогресс, это образ жизни людей, глобализация и еще отсутствие цензуры. Свободное, бесцензурное творчество, родило новые направления в музыке, живописи. Не всегда это возвышенное, высокое искусство. Часто творчество служит для обогащения, является легковесным, пошловатым. С экранов телевизоров зачастую слышна матерная брань, сексуальная тематика. К, сожалению, телевидение в настоящее время становится малоинтересным. Оно излишне политизировано. Развлекательные шоу программы не несут особой смысловой нагрузки и не имеют особой привлекательности. Часто такие программы проходят с шумом, криком и нецензурными выражениями.

Новое направление в музыке – это, электронная музыка и экспериментальная. Современные жанры – поп, рок и реп. В современной жизни идет засилье шоу-бизнеса. Он работает в погоне за материальными благами на потребу массового, заурядного слушателя.
В литературе хорошо зарекомендовал себя современный российский писатель Виктор Андреевич Пелевин. Он удостоился многих литературных премий. Творчество Пелевина в жанре социальная сатира, обнажает нашу российскую действительность, заставляет нас задуматься, посмотреть на себя со стороны.

Читайте также:
Этикет: обозначение, нормы поведения в разных возрастах

В живописи появилось много новых направлений. Самые известные направления : инсталляция, граффити, гиперреализм, боди арт и другие. Это ироничное, язвительное, насмешливое искусство. Очень интересное направление в изобразительном искусстве 21 века – трехмерная графика. Благодаря всеобщей компьютеризации появилась возможность моделировать – 3D картинки. Объемное изображение удивляет, завораживает, является очень реалистичным. В нашей стране стало распространяться трехмерное изображение строящихся зданий (визуализация), для рекламы в сфере недвижимости.

Современный кинематограф также использует компьютерную графику. Растет качество изображения. Хороший пример применения такой графики фильм «Притяжение» Федора Бондарчука. Фильм выполнен в жанре фантастики, с прекрасными спецэффектами.

Очень хорошо в настоящее время развивается физическая культура. В стране построено и строится большое количество спортивных залов, стадионов, площадок, фитнес клубов. К спорту привлекаются люди всех возрастов. Идет установка на качественный, здоровый образ жизни. Молодежь может с пользой проводить свое свободное время. Так же строятся олимпийские спортивные комплексы и футбольные стадионы мирового уровня. Успешно проведена зимняя Олимпиада в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Соревнования мирового уровня расширяет границы нашего государства, укрепляют взаимосвязь, дружбу между народами.

Большого рассвета достигла религиозная культура. Наша многонациональная страна имеет много религиозных конфессий. Представители всех конфессий получили возможность развиваться, улучшать свою деятельность. Строится большое количество церквей, храмов, мечетей и так далее. Увеличилось и число верующих. Для одних граждан это стало данью моде, для других – желание приобрести духовность, научиться жить по заповедям, по высоконравственным религиозным канонам. Наряду с положительной стороной происходящего, есть и отрицательная. Церковь стала излишне материально озабоченной. Духовенство обставляет себя роскошью, вовлекается в коммерческую деятельность. Нужно взять пример с Папы Римского, который считает, что церковь должна быть бедной, для бедных.

Это естественно, что культура современной России претерпевает изменения, как положительного плана, так и отрицательного. Невозможно создать идеальную форму развития общество. И то, что есть движение вперед это, несомненно. Нужно еще больше уделять внимания культуре, не допускать стихийного ее развития. Нужна четкая идеология развития общества. Идеология в настоящее время не прописана в нашей конституции. Россиянам желательно знать, в каком, обществе мы живем и по каким законам развиваемся. Культурное общество это важный показатель его благополучия.

Развитие культуры в современной России – проблемы, пути и тенденции развития

Культура охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Она направлена на увеличение качества жизни и воспитание в людях высоких моральных ценностей. Развитие современной культуры в России тесно связано с накопленным опытом. Мировые тенденции тоже играют немалую роль в ее становлении.

  • Немного истории
  • Музыкальное искусство
  • Отечественный кинематограф
  • Живопись и архитектура
  • Перспективы и проблемы культуры

Культура России

Немного истории

После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.

Россия 90-х

Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.

Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.

Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.

Произошло стремительное разделение между элитарной и массовой культурой, а также между возрастными поколениями.

Музыкальное искусство

Музыкальная культура России

В нынешней среде музыка служит средством самовыражения, отличительным признаком. Довольно редко это становится просто потаканием моде. В современной российской музыкальной культуре больше нет массовых бурных встреч новых альбомов. Люди спокойно переключаются между исполнителями, выбирая отдельные композиции. Новым альбомам тоже радуются, но уже не так, как, например, во времена «битломании». Грубо можно разделить слушателей на два лагеря: ценителей и любителей.

Ценители следят за выпуском альбомов, подолгу слушают их, знают отлично исполнителей, жанры, тексты, то есть подходят к прослушиванию музыки ответственно. Любители не уделяют ей столько времени, зачастую не знают музыкантов по именам, но могут придерживаться определенных жанров и исполнителей. Чаще всего это обычные меломаны, слушающие сегодня рок, а завтра рэп или попсу.

Некоторые люди годами слушают одни и те же композиции, которые вызывают чувство ностальгии и напоминают былые времена. В русской рок-музыке это могут быть такие музыканты и группы, как «Сплин», «Ария», «Наутилус Помпилиус», «Земфира», в поп — «Ласковый май» или «Руки Вверх», немало почитателей и у классических композиций.

Существует определенное разделение музыкальных вкусов у разных поколений.

Пожилые люди предпочитают что-нибудь легкое и напевное, представители среднего возраста — классику, музыку 80-х и 90-х, младшее поколение отдает предпочтение рэпу, попсовой музыке и року.

Отечественный кинематограф

В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.

Читайте также:
Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Отечественный кинематогроф

Продюсеры стали предлагать зрителю разнообразный контент: научную фантастику, военные драмы, ремейки советских шедевров и авторское кино. Но, как и в 90-х годах, бо́льшую часть кинематографа составляли фильмы про бандитов. Первым прорывом можно считать «Ночной дозор», позже появились и «свежие» авторы: Хомерики, Хлебников, Быков. Заявили о себе режиссеры, не боящиеся рассказывать о кризисных явлениях в стране, об актуальных проблемах, которые почти невозможно решить, об угрозах, которые стоят перед обществом. Больше всего рядовой зритель предпочитает фильмы о войне:

  • «В августе 44-го»;
  • «Сталинград»;
  • «Брестская крепость»;
  • «9 рота».

Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.

Российские картины нередко посещают зарубежные кинофестивали. Наиболее популярный режиссер международного сообщества — Андрей Звягинцев. Его можно узнать по фильмам «Левиафан», «Елена» и т. д. Звягинцева отмечали в Каннах, а «Левиафан» даже был номинирован на «Оскар».

В Берлине и Каннах наши фильмы часто попадают в список номинантов, но главных призов еще не получали. Зато на Венецианском кинофестивале победителями становились «Возвращение» и «Фауст».

Живопись и архитектура

Архитектура России

Современная российская живопись отражает мрачную действительность и обнажает проблемы общества. Популярными становятся картины с изображением духовной и физической деградации (Василий Шульженко), портреты людей-зверей (Коржев, Пазаренко). Нередко художники изображают разруху или мрачные пейзажи городских улиц.

Несмотря на это, трудно выбрать стили, которые ярко доминируют над остальными. Свое место нашли и классические пейзажи, и абстракционизм.

В архитектуре проектированием особо важных объектов в стране занимаются западные специалисты. Но они не всегда понимают культуру россиян, историю застройки региона и т. д. Другая особенность российской архитектуры — это то, что немногие компании вкладывают в современное строительство. Многие компании не заинтересованы оставить наследие будущим поколениям. Они не стремятся построить здания, которые бы стали памятниками архитектуры.

Основная часть населения может даже не задумываться, насколько эстетично построено здание. Намного важнее безопасность и доступность. К сожалению, у нас в стране архитектура и общество сильно удалены друг от друга — это можно назвать проблемой российской культуры. Главные правила, нормы урбанистики и архитектуры в России сла́бо функционируют. Социальное жилье строится как под копирку и почти ничем не отличается от типовых зданий 80-х годов.

Стоит отметить, что российскому потребителю можно привить хороший вкус, но необходим мощный рывок во всей отрасли. Необходимо поддерживать талантливых архитекторов, реализовывать интересные проекты. Страна нуждается в красивых и многофункциональных домах.

Перспективы и проблемы культуры

В современной России культура переживает пограничное или межэпохальное состояние. С одной стороны, она подвержена влиянию социально-политических и экономических механизмов, с другой — тоже оказывает влияние на эти сферы. Наука называет подобное положение «переходным типом культуры». Это происходит, когда культура выходит за рамки прежнего состояния, но не достигает целостности.

Культура современной России

Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.

Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:

  1. Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
  2. Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
  3. Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.

Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:

  1. Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
  2. Культурный обмен стал богаче.
  3. Культура перестала быть изолированной.
  4. На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
  5. Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
  6. Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.

Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: