Причастный оборот: как найти и правильно употреблять в предложении, как подчеркивается

Примеры причастного оборота

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.

Обособление причастного оборота

Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:

  1. определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
  2. причастие;
  3. слова, зависящие от причастия.

Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.

Причастный оборот, знаки препинания

Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.

Примеры причастного оборота после определяемого слова:

  • Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
  • Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.

Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.

Примеры причастного оборота перед определяемым словом:

  • Парящий над полеморёл вдруг камнем полетел вниз.
  • Внезапно налетевшийветер сорвал с моей головы шляпу.

Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.

  • Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
  • Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.

Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.

  • Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
  • Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.

Несколько причастных оборотов в предложении

В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.

Несколько причастных оборотов в предложении

Однородные причастные обороты, примеры:

  • Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
  • От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.

Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.

Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:

  • Лаявшая на прохожихсобака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
  • Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:

  1. Согласование причастия с определяемым словом.
    Например:
    • Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
      Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
      Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине.
    • Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
      Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
      Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.

  2. Причастный оборот разделён определяемым словом.
    Например:
    • Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
      Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
      Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.

  3. Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
    Например:
    • Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
      Следует использовать два причастия или два глагола.
      Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.

  4. Время причастия не совпадает со временем глагола.
    Например:
    • Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
      Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
      Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.

  5. Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
    Например:
    • Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
      Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
      Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.

Смотри также: Примеры деепричастного оборота

Как найти причастный и деепричастный оборот в предложении? Пожалуйста объясните.

Найти причастный или деепричастный оборот в предложении просто, если знать что такое причастие и деепричастие, а так же четко их различать.

1. Причастие :
– образуется от глагола
– обозначает признак по действию
– имеет признаки и глагола, и имени прилагательного
– отвечает на вопросы прилагательного : какой? какая? какие?
– суффиксы причастий : – ущ (-ющ), -ащ (-ящ), -ш, -вш, -ем (-ом), -им,
-енн, -нн, -т.
– зависит от существительного
– в предложении подчеркивается, как определение (волнистой линией)

2. Деепричастие :
– образуется от глагола
– обозначает добавочное действие
– имеет признаки глагола и наречия (неизменяемость)
– как? что делая? что сделав?
– суффиксы деепричастий: -а , -я , -вши , -в, -ши, -учи (-ючи)
– зависит от сказуемого
– в предложении подчеркивается, как обстоятельство (_._._)
Например:
1) Глагол : (что делать?) читать (совершенный вид)
Берем основу глагола (чита-) и образуем с помощью суффиксов:
– причастие: (какой?) читающий, читавший, читаемый
– деепричастие: (как?, что делая?) читая
2) Глагол: (что сделать?) понять (несоверш. вид)
– причастие: (какой?) понятый
– деепричастие : ( как?, что сделав?) поняв
Надеюсь, что с причастиями и деепричастиями разобрались.

Обороты:
Причастный оборот – причастие с зависимыми от него словами.
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми от него словами.
Как найти причастный/деепричастный оборот в предложении?
1. Прочитать внимательно предложение; определить, есть ли в предложении одиночное причастие/деепричастие.
3. Определить, зависят ли от причастия/деепричастия другие слова данного предложения.

Например :
1) Читаем предложение и ищем причастие /деепричастие :
Ваши взаимоотношения с читателями должны быть такими: вы пишите, а они оказывают вам честь и милость, читая ту белиберду, которую вы насочиняли.
Нашлось деепричастие, образованное от глагола “читать” :
Оказывают (как? что делая?) читая
Определяем, есть ли у этого деепричастия зависимые слова (задаем вопросы):
Читая (что?) белиберду (какую?) ту
Вывод:
. читая ту белиберду, . – деепричастный оборот.

2) Предложение:
Писатель, сочиняющий для читателей, на потребу вкусам определенной читающей публики, всегда ломает себя, свой характер, свою индивидуальность и результаты редко бывают успешными.
Нашлось два причастия :
1) писатель (какой?) сочиняющий
сочиняющий (для кого?) для читателей
Вывод: . сочиняющий для читателей, . – причастный оборот
2) публики (какой?) читающей
Нет зависимых слов. Вывод: читающей – одиночное причастие.

Педагог из меня еще тот))) Извините, если что-то непонятно.

Новые вопросы в Русский язык

Fi Задание 1. • Прослушайте притчу. В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи ни … как не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом: – Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах. Один художник сказал: Если бы я увидел на картине недостаток я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна. Второй художник молчал. У него спрашивают: – Вы тоже считаете свою картину совершенной? Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать. И тогда Мудрец объявил победителя: – Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше не останавливаясь на достигнутом Как вы считаете правильно неправильно мудрец выбрал победителя? Выразите собственное отношение к прослушанной информации. за сор срочно​

Вводные слова, выражая отношение говорящего к действительности, имеют различные смысловые оттенки, которые называют разрядами по значению. Соотнесите … пары. Количество соединений: 4 Найденов, к изумлению Нагульного, и одну секунду смахнул с плеч конку, присел к столу (Шолохов), Уверенность, осоверность Она, наверно, по-прежнему пнет утром кофе с печеным (радеев, жизнь, кажется, еще не Густавокии), Долили в видно, по вкусу POKUDOBY можете си, подой и ум им, окошка normal про рост M​

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Грамматически вводные слова выражаются словами разных частей речи. Соотнесите пары. Количество соединений: 4 Существительны лазера успел … а вовремя Hano Прилагательным ОТНОТО аль 3 Талгаа Правда, он HarkiՀIHAR ВГО ЛЕСБИИ И ВПЛЕТЕН Давлени в различHLEX Порма Безусловно, Следует ПОДАРСЕНЕ Порядек в​

Тест на тему: «Предлог» Найдите неправильное утверждение: А – Предлог – это служебная часть речи. Б – Предлог является членом предложения. В – Предлог … служит для связи слов в словосочетании и предложении. В каком ряду все предлоги непроизводные: А – на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели; Б – от дальней горы, из-за тумана, через дорогу; В- по дороге, ввиду непогоды, с приездом. В каком ряду все предлоги составные: А – около Москвы, несмотря на холода, на концерте; Б – близ Саратова, от врача, возле меня; В – по поводу переписки, в течение дня, по причине отсутствия. Найдите предложения с производными предлогами: А – В течение всего отпуска я не отдыхал. Б – В течении реки много изгибов. В – Не смотря на нас, он молча зашёл в дом. Г – Несмотря на дождь, прогулка состоялась. В каком ряду все предлоги пишутся со словами раздельно: А- (из)за снегопада, (под) крышей, (надо)мной; Б- (перед)боем, (во)всём, (из)под ворот; В- (на)тарелке, (подо)льдом, (ото)сна. В каком ряду все предлоги пишутся слитно: А – (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения; Б – (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток; В – (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы. В каком предложении (на)встречу является существительным с предлогом: А – Дети бежали (на)встречу с ветеранами. Б – Автобус ехал (на)встречу. В – Он двинулся (на)встречу мне. В каком предложении (в)продолжении.. является предлогом: А – (В)продолжени.. книги главный герой остался жив. Б – Учащиеся хорошо занимались (в)продолжении.. всего урока. В – Я (в)продолжении.. сериала не видел смысла. В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже: А- Вокруг озера росли высокие сосны и ели. Б – Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен. В- Вблизи горы клубился густой туман. 10. В каких предложениях предлог употреблён неверно: А- Благодаря опозданию, поезд не успел вовремя. Б- Вопреки опозданию поезда, он успел на конференцию. В- В аптеке не было таблеток для бессонницы. Г- Мальчик пришёл со школы. Д – Я приехал до магазина. Е – Он купил капли для лечения насморка. Ж – В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи. Ответы Тест на тему: «Предлог» Найдите неправильное утверждение: А – Предлог – это служебная часть речи. Б – Предлог является членом предложения. В – Предлог служит для связи слов в словосочетании и предложении. В каком ряду все предлоги непроизводные: А – на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели; Б – от дальней горы, из-за тумана, через дорогу; В- по дороге, ввиду непогоды, с приездом. В каком ряду все предлоги составные: А – около Москвы, несмотря на холода, на концерте; Б – близ Саратова, от врача, возле меня; В – по поводу переписки, в течение дня, по причине отсутствия. Найдите предложения с производными предлогами: А – В течение всего отпуска я не отдыхал. Б – В течении реки много изгибов. В – Не смотря на нас, он молча зашёл в дом. Г – Несмотря на дождь, прогулка состоялась. В каком ряду все предлоги пишутся со словами раздельно: А- (из)за снегопада, (под) крышей, (надо)мной; Б- (перед)боем, (во)всём, (из)под ворот; В- (на)тарелке, (подо)льдом, (ото)сна. В каком ряду все предлоги пишутся слитно: А – (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения; Б – (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток; В – (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы. В каком предложении (на)встречу является существительным с предлогом: А – Дети бежали (на)встречу с ветеранами. Б – Автобус ехал (на)встречу. В – Он двинулся (на)встречу мне. В каком предложении (в)продолжении.. является предлогом: А – (В)продолжени.. книги главный герой остался жив. Б – Учащиеся хорошо занимались (в)продолжении.. всего урока. В – Я (в)продолжении.. сериала не видел смысла. В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже: А- Вокруг озера росли высокие сосны и ели. Б – Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен. В- Вблизи горы клубился густой туман. 10. В каких предложениях предлог употреблён неверно: А – Благодаря опозданию, поезд не успел вовремя. Б- Вопреки опозданию поезда, он успел на конференцию. В – В аптеке не было таблеток для бессонницы. Г- Мальчик пришёл со школы. Д – Я приехал до магазина. Е – Он купил капли для лечения насморка. Ж – В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.​

Задание 1. Запишите текст, образуйте от прилагательных в скобках простую сравнительную степень. Сверху над прилагательными напишите разряд. С середины … июля поспевает у нас малина по открытым местам. Это, пожалуй, самая сладкая ягода и, чем больше видела солнца, тем (сладкий) она, хоть и (мелкий) на чистом припёке и не так ярка, словно бы с белым налётом. Берешь лыковую* корзинку и бежишь вприпрыжку на лесную полянку собирать вкусные ягоды (К. Яковлев «Коврами сказок»). • Лыковая – сделанная из лыка. Лыко – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы); кусок, полоса такой коры, используемая для изготовления верёвок, корзин и т.п. Задание 2. Сравните по какому-либо признаку два предмета или лица. Запишите предложения. Каждый признак можно использовать только один раз. Признаки: вкусный, деревянный, мягкий, летний, длинный, шерстяной, тёплый, широкий, горький, клубничный. 1) Этот шарф ……. того, что купила мне сестра. 2) Мой стол более …. чем стол брата. 3) Бабушкины пирожки ……., чем мамины. 4) Плед …. одеяла. 5) Шоколадная конфета …. карамели. 6) Редька …. репки.

Подчеркните грамматические основы, выделите союзы, поставьте скобки, задайте вопросы, определите тип придаточных 1. Родина добрая, поскольку наших дол … гов не считает, но иногда напоминает о них. 2. Она не напоминала бы, да хочет, чтобы ее богатства достались вам, а не врагу. 3. А заря-то, какая заря, словно и небе зажжен костер. 4. На Земле немало таких мест, где надо непременно побывать. 5. В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. 6. Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет.

Причастный оборот

Причастие — это часть речи, которая отвечает за признак предмета по действию и вместе с другими словами образует причастный оборот. В этой статье расскажем про особенности причастного оборота и как его определить в предложении.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

  • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
  • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
  • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Анализ контрольных работ, полугодовых диктантов, проводимых в 7-9 классах, нередко свидетельствует, что не все школьники усваивают тему: не опознают названные обороты в тексте, а следовательно, не обособляют их запятыми; не связывают зависимость позиции причастного оборота в предложении по отношению к определяемому слову со спецификой его обособления.

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

15.10 - prichastnii oborot1.png

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

15.10 - prichastnii oborot2.png

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

15.10 - prichastnii oborot3.png

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

15.10 - prichastnii oborot4.png

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

15.10 - prichastnii oborot5.png

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

15.10 - prichastnii oborot6.png

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Русский язык. 7 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

15.10 - prichastnii oborot7.png

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

15.10 - prichastnii oborot8.png

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

15.10 - prichastnii oborot9.png

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

15.10 - prichastnii oborot10.png

15.10 - prichastnii oborot11.png

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

15.10 - prichastnii oborot12.png

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot13.png

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Русский язык. Углубленное изучение. 7 класс. Рабочая тетрадь

Пособие к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой (углублённоеизучение) предназначено для проверки усвоения изученного семиклассниками материала и формирования (совершенствования) их предметных и общепредмет-ных (метапредметных) умений. Кроме того, пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформиро-ванных ранее навыков учащихся, а также для подготовки к государственной ито-говой аттестации по русскому языку.

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

15.10 - prichastnii oborot14.png

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

15.10 - prichastnii oborot15.png

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot16.png

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

15.10 - prichastnii oborot17.png

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

15.10 - prichastnii oborot18.png

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

15.10 - prichastnii oborot19.png

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Русский язык. 7 класс. Тесты

Авторы отмечают, что пособие предназначено для организации систематического контроля ученика. В частности, и для самоконтроля. В сборнике представлена система тренировочных тестовых заданий по всем разделам программы 7 класса. Доступный формат издания позволяет осуществлять тестовый контроль в школе и дома. Сборник тестовых заданий по русскому языку линии УМК М.М. Разумовской состоит из двух частей – языковой и речевой.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Причастный оборот – правила построения и обособления

Особая форма глагола, имеющая также признаки прилагательного, называется причастием. Если эту часть речи использовать вместе с зависимым словом, формируется причастный оборот. Существует несколько способов определения его в предложении. Грамматическое выделение такой речевой конструкции подчиняется правилам русского языка.

  • Понятия и термины
  • Определение и выделение
  • Построение предложения

Как найти причастный оборот

Понятия и термины

В одних источниках причастие выделяется как самостоятельная грамматическая единица, в других считается формой глагола.

Причастный оборот

Оно отличается тем, что совмещает в себе грамматические признаки двух частей речи: имени прилагательного и глагола. Как часть речи, «родственная» прилагательному, причастие имеет род, склонение по падежам, число, краткие формы. От глагола были получены время, залог, вид. Формируется оно с помощью специальных суффиксов. Вместе с зависимым словом оно образует новую синтаксическую форму — причастный оборот. Примеры: смотрящий по сторонам, бегущая по волнам, купивший конфеты.

Причастный оборот отвечает на те же вопросы, что и причастие. В предложении он исполняет роль обособленного или необособленного определения. Подчёркивается причастный оборот волнистой линией. Примеры: Кате купили платье, сшитое из шелка; усыпанные ягодами ветви склонялись до земли.

Основным лексическим отличием этой конструкции является ее состав. Сюда входят:

Как подчёркивается причастный оборот

  1. Непосредственно причастие.
  2. Зависимое слово, выраженное существительным или наречием. К нему от главного задается вопрос: накрытый (чем?) скатертью. В этом случае слово «накрытый» будет главным, а «скатертью» — зависимым.
  3. Определяемое слово — к нему относится причастный оборот, и от него задается вопрос «какой?». В словосочетании «кошка, сидящая на крыше» определяемым словом будет «кошка».

Еще одним отдельным членом предложения в русском языке служит деепричастный оборот. В него входит деепричастие вместе с зависимым словом. Он может указывать на добавочное действие подлежащего и отвечает на вопросы «что делая?» или «что сделав?».

В таких фразах основное действие принадлежит сказуемому. В речи деепричастный оборот играет роль обособленного обстоятельства. При выполнении школьных упражнений его нужно подчеркнуть пунктиром с точкой.

Определение и выделение

Одним из сложных моментов русского языка считается определение границ конструкции в предложении. Чтобы их найти, требуется выделить:

Обособление причастного оборота

  • определяемое слово;
  • причастие;
  • определить зависимые от него слова.

Краткие причастия не могут входить в состав оборота, при письме они используются только как составные именные сказуемые и являются независимыми членами предложения. При синтаксическом разборе конструкцию можно разделить на отдельные словосочетания. Чем больше в обороте зависимых слов, тем больше в нем можно выделить отдельных словосочетаний. В таких словосочетаниях можно отличить разные типы связи:

  1. Управление. Пример: семенящий чем? ногами.
  2. Примыкание. Пример: семенящий как? быстро.
  3. Согласование. Пример: ногами какими? босыми.

В сложных конструкциях может образоваться сразу несколько типов связей.

Правила обособления

В большинстве предложений обособление причастного оборота производится с помощью запятых. Обозначить его с помощью знаков пунктуации можно в следующих случаях:

Примеры нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Если конструкция в предложении стоит после определяемого слова. Пример: Дерево, растущее во дворе, закрывало ветвями окно. Если же обособленное определение стоит на первом месте, а за ним следует определяема часть, ставить запятые не нужно. Пример: Растущее во дворе дерево сбросило листья.
  2. Если определяемое слово — этот личное местоимение. Пример: Сидящий за задней партой, он не мог списать с доски задание. В таких случаях оборот выделяется запятыми независимо от положения главного слова.
  3. Если другие члены предложения стоят между главным словом и определением и разрывают их (прием, используемых в художественных произведениях). Пример: Синеющая в утреннем тумане, вдали показалась гора.

Деепричастные обороты обособляются запятыми с двух сторон независимо от того, где расположено главное слово-глагол. Чтобы правильно расставлять знаки пунктуации, нужно точно выделить этот оборот в предложении. В его состав входит деепричастие и все слова, которые от него логически зависят. Пример: Обогнав меня на старте, соперник вскоре заметно отстал. В состав входят и слова «на старте», так как они зависят не от сказуемого, а от обстоятельства.

Написание без запятых

В некоторых случаях такие сочетания в предложениях не выделяются запятыми. Правила грамматики русского языка описывают 3 ситуации:

Причастие и причастный оборот

  1. Если оборот в предложении стоит перед определяемым словом. Пример: Напоенный запахами трав воздух был теплым и свежим.
  2. Если речевая конструкция относится одновременно к подлежащему и к сказуемому. Пример: До дома мы дошли промокшие насквозь. Здесь словосочетание одновременно связано с подлежащим (мы какие? промокшие насквозь) и сказуемым (дошли как? промокшие насквозь).
  3. Если в роли определяемого слова выступает личное местоимение в винительном падеже. Пример: Мы нашли его лежащего на песке.

Если обособленное определение в тексте расположено в начале предложения, оно обозначается запятой только с одной стороны — после его окончания. Если же он находится в конце, запятую нужно ставить только перед сочетанием, а в конце предложения ставится соответствующий знак препинания.

На какие вопросы отвечает причастный оборот

Запятую в предложении нужно пропустить в следующих случаях:

  1. Если оборот является частью фразеологизма. Пример: Мы слушали его затаив дыхание.
  2. Если в предложении есть несколько однородных сочетаний, и они соединены между собой союзом «и». Пример: Дети бежали по улице громко смеясь и пиная ногами мячик.

Построение предложения

В школьных сочинениях часто можно встретить нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Как правило, они связаны с незнанием лексических правил и норм литературной речи. Существует несколько типичных ошибок в предложениях, где есть причастный и деепричастный оборот. Правила и примеры написания текста собраны в таблице.

Пример ошибки Правильная схема Неправильный пример
Употребление других слов между определяемым словом и рассматриваемой частью предложения. Подарки, купленные к празднику, были красиво упакованы. Подарки были упакованы, купленные к празднику.
Несогласованность причастия с существительным по роду, падежу или числу. Это была очередная медаль, полученная спортсменом. Это была вторая по счету, полученному спортсменом медаль.
Употребляемое слово стоит внутри причастного оборота. Отец принес домой подстреленную на охоте утку Отец принес подстреленную утку на охоте.
Глаголы и причастия, выражающие одно действие, стоят в разном времени (ошибка в суффиксах). Женщина, сидевшая у окна, о чем-то задумалась Женщина, сидящая у окна, о чем-то задумалась.
Употребление возвратных действительных причастий вместо страдательных. Решаемая школьниками задача была очень сложной. Решающаяся школьниками задача была сложной.

При построении предложений следует помнить, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и главное. Неправильно говорить: «Подойдя к двери, из-за нее послышались громкие голоса». В этом случае главное действие относится к подлежащему, а дополнительное — к кому-то или чему-то другому. В этом случае правильнее будет составить сложное предложение вместо простого.

Причастный и деепричастный оборот правило

Особое внимание нужно обращать на употребление деепричастного оборота в предложениях без подлежащего (неопределенно-личных). Частой ошибкой бывают конструкции такого типа: «Придя на завод, его поставили работать учеником токаря». В этом предложении сказуемое и деепричастный оборот относятся к разным лицам. Примером правильного употребления будет: «На картину можно любоваться часами, не отрывая глаз».

Деепричастный оборот можно использовать и вместе с личным местоимением 1 или 2 лица. Пример: «Мне нужно написать работу, используя доступную литературу».

Правильное составление предложений с причастными и деепричастными оборотами поможет избежать смысловых ошибок в речи.

Правила выделения причастного оборота в предложении

Выделения причастного оборота

Школьная программа на уроках русского языка предполагает наравне с другими темами также изучение причастий. В зависимости от учебно-методического комплекса, который выбран и утвержден каждой отдельной школой, эта тема может начинаться в 6 или 7 классе. Впрочем, иногда первое упоминание об этой части речи встречается в конце начальной школы.

Существует мнение, что причастие — это едва ли не самая загадочная часть речи в нашем родном языке. Многие лингвисты с удовольствием разбирают и анализируют ее с различных точек зрения: морфологии, синтаксиса и проч.

О том, что это же это за часть речи, как она может организовывать предложение, что такое причастный обoрот, и как он подчеркивается, поговорим детально в нашей статье.

Общие сведения

С самого начала существования причастий исследователи-лингвисты дискутируют о месте этой части речи в русском языке. Мнения разделились, что же это — всего лишь глагольная форма, или эта «форма» имеет полное право на отдельное почетное место среди самостоятельных частей речи в русском языкознании.

Что такое причастный оборот

С одной стороны, причастие действительно выступает как производная от глагола и может называться его разновидностью. Но в таком случае куда отнести отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий? Они также произошли от него, но при этом никто не возражает против их самостоятельности. Если разбирать данный вопрос с этой точки зрения, то можно без колебаний утверждать, что причастие обладает целым рядом индивидуальных морфологических признаков, пусть и позаимствованных, у глагола и имени прилагательного. Тогда можно утверждать, что это самостоятельная часть речи.

Полемизировать можно бесконечно. В частности о том, как подчеркивать причастия и, соответственно, причастный обoрот. Получается, что оба утверждения по-своему правы по отношению к причастию как к части речи.

Построение причастного оборота, его состав

Эта синтаксическая конструкция включает в себя 2 части:

  • причастие;
  • зависимые слова.

Необходимо запомнить, что причастный обoрот всегда выделяется запятыми, если он стоит после того слова, которое описывает. Это называется «определяемое слово», то есть слово, которое определяет причастный обoрот.

Приведем пример:

  • Кошку, живущую в подвале, дети звали Муркой.

Описываемое (а правильно говоря — определяемое) слово, то есть то, значение которого можно или нужно расширить, здесь будет «кошка». Это зависимое слово. Описывает его, то есть расширяет его значение, причастный обoрот «живущую в подвале». Этот оборот состоит из причастия настоящего времени «живущую» и зависимых слов (существительное с предлогом) «в подвале».

Если причастный оборот стоит перед зависимым словом, то запятыми его не выделяют. Перефразируем то же самое предложение, переставив причастный оборот перед определяемым словом.

Живущую в подвале кошку дети звали Муркой.

Как подчеркивается причастный оборот

Мы уже выяснили, что эта конструкция состоит из главного слова — причастия и зависимых от него. Причастия выделяются как определение, то есть волнистой чертой. Соответственно, и весь причастный обoрот, вне зависимости от того, какие в него входят части речи, и как они могут быть подчеркнуты в других позициях и ролях в предложении, также будет выделяться как определение, то есть волнистой чертой.

  • Девушка, идущая вдоль улицы, очень красива.

Причастный оборот здесь «идущая вдоль улицы». Все эти слова будут подчеркиваться волной.

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Как правильно употреблять причастный оборот

Из-за своеобразного характера причастий люди допускают довольно много ошибок при их применении и тем самым искажают и письменную, и устную речь. Распространенной ошибкой стало отсутствие выделения причастных оборотов знаками препинания при письме. Употребляя в письменной речи причастия и синтаксические конструкции, с ними связанные, необходимо придерживаться нескольких правил. Их соблюдение позволит сохранить все богатство, красоту письменной речи, а также и ее логику.

1. Не используйте частицу «бы». Неверным будет предложение, построенное таким образом:

Cаперы не cтали применять динaмитную устaновку, вызвaвшую бы oбширный обвaл.

Конкретно в подобном случае выручает придаточное предложение.

Саперы не стали применять динамитную установку, которая вызвала бы обширный обвал.

2. Союзные слова и союзы не следует включать в причастный обoрот.

Поэтому виaдук, обрушившийся в прoшлом месяце, не стaли занoво отстраивать.

В подобных случаях возникает путаница в структуре предложения, и оно неправильно составляется, нарушается красота, стройность и его логика.

Успешно подойдет такой вариант: Виадук, обрушившийся в прошлом месяце, не стали заново отстраивать.

3. Нередко в речи сбивается порядок размещения оборота и определяемого слова:

  • 1)Оборот отделяется от основного слова другими: «Мышка шуршит в углу комнаты, грызущая сухарь.» Налицо ошибочное расположение частей синтаксической конструкции. Их требуется поменять местами: «Мышь, грызущая сухарь, шуршит в углу комнаты.»
  • 2) Определяемое слово ставится в середину оборота:»У нее был выгоревший бок от воздействия солнца.» Грамматически правильное предложение: «У нее был выгоревший от воздействия солнца бок.»
  • 3) Указывая на постоянный признак, зачастую применяют причастия прошедшего времени: «Мальчик глядел на сливу, растущую в саду.» На первый взгляд нет ошибки. Но это не так. Верным будет употребление: «Мальчик глядeл на сливу, рoсшую в сaду.»

Заключение

Правила выделения причастного оборота

Причастный оборот — это интересный и красивый инструмент в нашей речи. Если научиться его грамотно применять, можно сделать свою речь богатой, красивой и образной. Если же обращаться с ним неверно, можно серьезно дезориентировать своего собеседника или читателя, внеся ненужную сумятицу в умы читателя и слушателя.

Пользуйтесь примерами и информацией из нашей статьи, это позволит вам избежать многих подводных камней в этом вопросе, а также быть грамотным человеком — носителем русского языка, свободного от различных нелепостей и ошибок.

Читайте также:
Мал золотник да дорог — что означает пословица , значение и объяснение смысла фразы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: