Что такое причастный оборот: примеры, схемы, как он определяется в сложном предложении

Примеры причастного оборота

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.

Обособление причастного оборота

Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:

  1. определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
  2. причастие;
  3. слова, зависящие от причастия.

Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.

Причастный оборот, знаки препинания

Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.

Примеры причастного оборота после определяемого слова:

  • Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
  • Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.

Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.

Примеры причастного оборота перед определяемым словом:

  • Парящий над полеморёл вдруг камнем полетел вниз.
  • Внезапно налетевшийветер сорвал с моей головы шляпу.

Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.

  • Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
  • Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.

Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.

  • Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
  • Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.

Несколько причастных оборотов в предложении

В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.

Несколько причастных оборотов в предложении

Однородные причастные обороты, примеры:

  • Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
  • От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.

Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.

Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:

  • Лаявшая на прохожихсобака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
  • Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:

  1. Согласование причастия с определяемым словом.
    Например:
    • Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
      Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
      Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине.
    • Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
      Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
      Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.

  2. Причастный оборот разделён определяемым словом.
    Например:
    • Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
      Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
      Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.

  3. Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
    Например:
    • Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
      Следует использовать два причастия или два глагола.
      Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.

  4. Время причастия не совпадает со временем глагола.
    Например:
    • Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
      Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
      Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.

  5. Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
    Например:
    • Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
      Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
      Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.

Смотри также: Примеры деепричастного оборота

Причастие и причастный оборот

Особую глагольную форму, с признаками прилагательного, называют причастием. Самостоятельная часть речи, ее выделяют отдельные лингвисты, указывает на признак, связанный с действием предмета. Умение выделять в речи определения, помогает находить причастия с зависимыми словами, акцентировать в тексте на них внимание, выделять знаками препинания на письме.

Что такое причастный оборот

Словосочетание, состоящее из причастия с зависимыми словами (одним либо несколькими) представляет собой причастный оборот. Как найти его в тексте? Данная конструкция отвечает на следующие вопросы: что сделавший? что делающий? К ней можно поставить основной вопрос, как к прилагательному: какой?

Причастие и причастный оборот

Одиночное причастие С зависимыми словами В предложении
Собирающий Собирающий (где?) в лесу (что?) грибы Наш сосед, собирающий в лесу грибы, ушел глубоко в чащу.
Проверенная Проверенная (кем?) братом Задача, проверенная братом, решена без ошибок.

Подобные словесные конструкции широко распространены в письменной речи.

Причастие и причастный оборот

Как определить причастный оборот

Выделить рамки причастного оборота без ошибок можно после нахождения основных элементов:

  • определяемых слов (существительных, реже местоимений в любой падежной форме);
  • причастий;
  • зависимых слов от причастий.

Постановкой вопросов устанавливается грамматическая связь между речевыми единицами. Как определить, насколько верно найден причастный оборот, несложно. Следует временно удалить его из предложения. Если не утрачен смысл, связь оставшихся слов, то ошибок нет.

Например: Тропа, ведущая к старому дому, заросла травой.

Находим в данном примере определяемое слово – тропа, от которого можно поставить вопрос к причастию: какая? Глагольная форма ведущая отражает действие и отвечает на поставленный вопрос. К причастию относятся зависимые слова: ведущая (куда?) к старому дому. Таким образом, данный словесный отрезок «ведущая к старому дому» можно назвать причастным оборотом.

Удаляем словосочетание: Тропа заросла травой. Сохранение смысла фразы подтверждает верность рассуждений.

Зависимые слова

В обособленном определении количество зависимых слов различается. Если оборот многословный, то связующие вопросы можно задавать как от причастия, так и других слов. Вопрос к единственному зависимому слову ставится непосредственно от причастия.

Примеры употребления причастных оборотов: Девочка, читающая книгу, сидела на подоконнике. В причастном обороте читающая (что?) книгу одно зависимое слово.

Сравните: Девочка, увлеченно читающая старинную книгу, сидела на подоконнике. В данном предложении выделено несколько зависимых слов, связанных вопросами:

  • читающая (как?) увлеченно;
  • читающая (что?) книгу;
  • книгу (какую?) старинную.

В русском языке причастный оборот выделятся всегда как одно целое. Ответ на вопрос, каким членом предложения будет словосочетание, сближает причастные обороты с прилагательными – это определение, характеризующее признаки, свойства предмета, лица, явления.

Определяемое слово

Существительные, иногда местоимения, от которых ставится вопрос к причастию, являются главными, определяемыми словами. Согласование с определением происходит по категориям рода, числа, падежа.

Например: У собаки, скулящей у двери, шерсть была мокрой. Ставим вопрос: у собаки (какой?) скулящей. Общие признаки: ж.р., ед.ч., Р.п. Определяемое слово «у собаки» не входит в состав причастного оборота «скулящей у двери».

Правило обособления

Сложности в работе с причастием и причастным оборотом, как правило, возникают, когда требуется правильно расставить знаки препинания. На рисунке отражены варианты построения предложений и расстановки знаков препинания.

Причастие и причастный оборот

Примеры употребления причастных оборотов:

  • Рассказы деда, пережившего войну, трогали до слез.

В русском языке часто образуются речевые конструкции с двумя, тремя причастными оборотами. Сохраняются правила выделения однородных членов предложения.

Например: Снег, выпавший вечером и укрывший поля, обрадовал сельчан.

Сравните: От шумных гостей, пришедших вечером, кричащих разными голосами, хотелось убежать.

Вопросы, как обозначать неоднородные причастные обороты, решаются с учетом расстановки определяемых слов. В предложении с примером использования двух определяемых слов отражены варианты обособления и отсутствия запятых согласно основному правилу.

Сравните: Забившийся в угол клетки зверек испуганно следил за движениями охотника, поймавшего его накануне.

Порядок обособлений на примерах

Информация о причастном обороте не будет полной, если не уделить внимание обособлению конструкций, где определяемым является местоимение. В таких случаях знаки препинания ставятся обязательно, без учета места конструкции с причастием в предложении.

Например: Наделенный решительным характером, он целеустремленно продвигался к поставленной цели.

Такой же подход проявляется в случаях значения уступки, причины, отраженных в развернутом определении.

Например: Уставший после работы, отец сидел с опущенными плечами, сгорбившись.

Причастие и причастный оборот

Понимание, что такое в предложении причастные обороты, умение анализировать их структуру, позволяет избежать пунктуационных ошибок в письменных работах.

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Анализ контрольных работ, полугодовых диктантов, проводимых в 7-9 классах, нередко свидетельствует, что не все школьники усваивают тему: не опознают названные обороты в тексте, а следовательно, не обособляют их запятыми; не связывают зависимость позиции причастного оборота в предложении по отношению к определяемому слову со спецификой его обособления.

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

15.10 - prichastnii oborot1.png

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

15.10 - prichastnii oborot2.png

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

15.10 - prichastnii oborot3.png

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

15.10 - prichastnii oborot4.png

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

15.10 - prichastnii oborot5.png

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

15.10 - prichastnii oborot6.png

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Русский язык. 7 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

15.10 - prichastnii oborot7.png

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

15.10 - prichastnii oborot8.png

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

15.10 - prichastnii oborot9.png

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

15.10 - prichastnii oborot10.png

15.10 - prichastnii oborot11.png

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

15.10 - prichastnii oborot12.png

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot13.png

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Русский язык. Углубленное изучение. 7 класс. Рабочая тетрадь

Пособие к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой (углублённоеизучение) предназначено для проверки усвоения изученного семиклассниками материала и формирования (совершенствования) их предметных и общепредмет-ных (метапредметных) умений. Кроме того, пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформиро-ванных ранее навыков учащихся, а также для подготовки к государственной ито-говой аттестации по русскому языку.

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

15.10 - prichastnii oborot14.png

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

15.10 - prichastnii oborot15.png

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot16.png

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

15.10 - prichastnii oborot17.png

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

15.10 - prichastnii oborot18.png

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

15.10 - prichastnii oborot19.png

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Русский язык. 7 класс. Тесты

Авторы отмечают, что пособие предназначено для организации систематического контроля ученика. В частности, и для самоконтроля. В сборнике представлена система тренировочных тестовых заданий по всем разделам программы 7 класса. Доступный формат издания позволяет осуществлять тестовый контроль в школе и дома. Сборник тестовых заданий по русскому языку линии УМК М.М. Разумовской состоит из двух частей – языковой и речевой.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Причастный оборот

Причастие — это часть речи, которая отвечает за признак предмета по действию и вместе с другими словами образует причастный оборот. В этой статье расскажем про особенности причастного оборота и как его определить в предложении.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

  • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
  • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
  • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

Что такое причастный оборот? Примеры

Причастный обо­рот — это при­ча­стие в пол­ной фор­ме с зави­си­мы­ми словами.

Узнаем, что такое при­част­ный обо­рот, какие сло­ва состав­ля­ют при­част­ный обо­рот, как най­ти его в предложении.

Причастие как неспря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по действию:

  • бли­зив­ший­ся рас­свет (рас­свет, кото­рый близится);
  • при­кле­ен­ная афи­ша (афи­ша, кото­рую приклеили);
  • высме­ян­ный порок (порок, кото­рый высмеяли).

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях оди­ноч­ное при­ча­стие опре­де­ля­ет суще­стви­тель­ное и явля­ет­ся зави­си­мым от него словом.

Причастие и зависимые слова

В пред­ло­же­нии у при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые его пояс­ня­ют. Тогда при­ча­стие высту­па­ет в роли глав­но­го сло­ва, от кото­ро­го зави­сят сло­ва дру­гих частей речи. От при­ча­стия мож­но задать к ним вопрос:

  • вско­ре бли­зив­ший­ся рас­свет — бли­зив­ший­ся (когда?) вскоре;
  • небреж­но при­кле­ен­ная афи­ша — при­кле­ен­ная (как?) небрежно;
  • высме­ян­ный в рас­ска­зе порок — высме­ян­ный (где?) в рассказе.

Тогда мы гово­рим о такой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, как при­част­ный оборот.

Отметим, что цен­тром при­част­но­го обо­ро­та, как пра­ви­ло, явля­ет­ся при­ча­стие толь­ко в пол­ной фор­ме.

Страдательное при­ча­стие в крат­кой фор­ме высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — состав­но­го имен­но­го сказуемого.

Сравним:

Выезженная лошадь ста­ла послуш­ной мне.

Причастный обо­рот явля­ет­ся одним вто­ро­сте­пен­ным чле­ном предложения- опре­де­ле­ни­ем, кото­рое под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Близко рас­ту­щие у крыль­ца виш­ни при­вле­ка­ли мно­же­ство пчел.

Вишни (какие?) близ­ко рас­ту­щие у крыльца.

Слово «рас­ту­щие» явля­ет­ся дей­стви­тель­ным при­ча­сти­ем насто­я­ще­го времени:

У при­ча­стия «рас­ту­щий» име­ют­ся зави­си­мые слова:

Все эти сло­ва вме­сте с при­ча­сти­ем «рас­ту­щие» обра­зу­ют при­част­ный обо­рот, кото­рый сто­ит перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и по этой при­чине не выде­ля­ет­ся запятой.

Месяц, чёт­ко отте­ня­е­мый сумра­ком , блед­нел над тём­ным лесом.

Месяц (какой?) чёт­ко отте­ня­е­мый сумраком.

Страдательное при­ча­стие насто­я­ще­го вре­ме­ни «отте­ня­е­мый» обра­зо­ва­но от гла­го­ла «отте­нять» по тако­му алгоритму:

При нём име­ют­ся зави­си­мые слова:

  • отте­ня­е­мый (как?) чётко;
  • отте­ня­е­мый (чем?) сумраком.

И сно­ва ска­жем, что соче­та­ние слов «чёт­ко отте­ня­е­мый сумра­ком» явля­ет­ся при­част­ным обо­ро­том. Он нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва «месяц», поэто­му выде­лим его запятыми.

Охотники вспу­ги­ва­ли целые стаи уток, при­ютив­ших­ся на боло­те .

Стаи уток (каких?) при­ютив­ших­ся на болоте.

Действительное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «при­ютив­ших­ся» обра­зо­ва­но от инфи­ни­ти­ва «при­ютить­ся» с помо­щью суф­фик­са —вш-. У него есть зави­си­мое обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в падеж­ной форме:

Следовательно, кон­струк­ция «при­ютив­ших­ся на боло­те» явля­ет­ся при­част­ным обо­ро­том, кото­рый выде­лим запя­той после опре­де­ля­е­мо­го слова.

Косо наве­шен­ная калит­ка гром­ко заскри­пе­ла, когда Димка открыл ее.

Страдательное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни пояс­ня­ет­ся наре­чи­ем «косо». И в этом пред­ло­же­нии отме­тим нали­чие при­част­но­го обо­ро­та (косо наве­шен­ная), кото­рый сто­ит перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и поэто­му не обособ­ля­ет­ся запятой.

Причастный оборот. Определение

Примеры предложений с причастными оборотами

Окружающий нас мир пред­ста­ет перед чело­ве­ком во всем его великолепии.

Сухая жёлто-красная листва, чем-то слад­ко пах­ну­щая , усы­па­ла всю лужайку.

Долгая север­ная ночь рас­ки­ну­лась над глу­хо роко­тав­шим морем, ещё не успо­ко­ив­шим­ся от недав­ней бури .

Золотистые листья берез шеле­сте­ли, колеб­ле­мые осен­ним вет­ром , но не опадали.

Старые топо­ля сла­бо шумят, обли­тые вечер­ни­ми сумер­ка­ми .

Часы, про­ве­ден­ные над кни­гой , нель­зя счи­тать впу­стую потерянными.

Усеянные ред­ким и низ­ким кустар­ни­ком , мель­ка­ют мимо вагон­ных окон перелески.

Видеоурок

Причастный оборот: примеры и предложения с причастными оборотами

Причастные обороты

Причастный оборот представляет собой конструкцию, используемую в русском языке и состоящую из части речи, которая называется причастием, и связанных с ним слов или, иными словами, зависимых слов. С его помощью можно указать какой-либо имеющий значение для автора признак существительного.

Как синтаксическая конструкция он известен в русском языке ещё с незапамятных времён. Использование причастного оборота на письме можно обнаружить в литературных творениях, созданных в Древней Руси. Благодаря своим свойствам и способности придать большую выразительность речи на письме или в разговоре причастный оборот не только не исчез из языка, но и активно используется русскоговорящими людьми и в настоящее время.

Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?

Определение понятия «причастный оборот»

Он определяется согласно правилам русского языка как причастие со связанными с ним и примыкающими к нему другими зависимыми словами, которые образуют словосочетание простого типа. Однако, это определение будет неполным без понимания того, что представляет собой определяемое слово. Под ним понимается существительное, которое с помощью причастного оборота в предложении наделяется каким-либо выделяющим его характерным признаком. Таким образом, можно утверждать, что наша синтаксическая конструкция состоит из:

  1. Определяемого слова.
  2. Собственно самого причастия.
  3. Других слов, примыкающих к причастию.

Приведём пример: Иннокентий, задумчиво смотревший в окно, был хмур и невесёл.

Что мы здесь видим? Мы видим, что в качестве определяемого слова в настоящем примере выступает слово «Иннокентий», причастный оборот обособляется при помощи запятых «задумчиво смотревший в окно», собственно само причастие — «смотревший», зависимые слова — «задумчиво» и «окно».

Если рассматривать вышенаписанное предложение как схему, то причастный оборот играет в нём роль обособленного определения. Почему именно определения? Потому что эта часть предложения отвечает на вопрос «какой?», который является характерным для определения.

Причастие: что это за часть речи и каковы его свойства

Как писать не с причастными оборотами

Причастие как часть речи представляет собой симбиоз признаков и свойств двух частей речи: прилагательного и глагола. Сходство с прилагательным достигается благодаря тому, что причастие может принимать различные формы числа, рода либо падежа, а также образовывать краткую форму. Черты глагола обнаруживаются в том, что причастия различаются по времени, виду, а также возвратности.

Такие необычные свойства причастия до сих пор вызывают в среде специалистов по русскому языку бурные споры о его самостоятельности и выделении в отдельную часть речи. Некоторые лингвисты отказывают причастию в самостоятельности и считают, что оно является особой глагольной формой.

Как на письме выделяется причастный оборот?

По умолчанию рассматриваемая нами синтаксическая конструкция в предложении всегда должна выделяться с помощью запятых, если она находится после определяемого слова.

Например, корабль, покачивавшийся на волнах, был надёжно пришвартован к пирсу.

В данном примере в качестве определяемого слова выступает «корабль», а в качестве причастного оборота — «покачивавшийся на волнах». Как мы можем видеть, синтаксическая конструкция находится после существительного, являющегося определяемым словом, поэтому должна быть выделена при помощи запятых.

Если в предложении причастный оборот располагается перед существительным, выступающим в качестве определяемого слова, то он не обозначается при помощи запятых на письме.

Например, покачивавшийся на волнах корабль был надёжно пришвартован к пирсу.

Особые случаи выделения запятыми

Причастный оборот примеры

  1. Когда в роли определяемого слова выступает какое-либо из личных местоимений. Например, ощущающий горечь утраты, я не мог сомкнуть глаз. Или другой пример, я, ощущающий горечь утраты, не мог сомкнуть глаз. Причастный оборот выделяется независимо от места его расположения в предложении.
  2. Если в причастном обороте указаны дополнительные обстоятельства, по отношению к которым можно задать вопрос » почему?» от сказуемого. Например, напуганные видом густой чащи, мы очень долго боялись зайти в лес.
  3. Если определяемое слово и рассматриваемая нами синтаксическая конструкция не находятся рядом друг с другом, а разделены другими входящими в предложение словами. Например, желающий великой славы, развязал Наполеон множество войн в Европе.
Читайте также:
Примеры пословиц и поговорок о семье и семейных ценностях, пословицы на тему семейные ценности, поговорки,
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: